Такой профессии и должности не встретишь ни в одном штатном расписании. К этому служению не готовят ни в одном учебном заведении. Ни один ЗАГС не выдаёт свидетельства о браке, где супруга значилась бы как «жена священника». Такие уж они необычные – женщины, которых мы, независимо от их возраста или от того, есть у них дети или нет, равно называем матушками. Одна из них – матушка Наталья, жена священника Алексия Кислова, настоятеля храма Иоанна Воина в селе Чернецкое Чеховского района.
Небо на земле
По сути, это обычная многодетная семья: молодые родители и трое очень похожих друг на друга мальчуганов, постоянно светлыми горошинами разбегающихся в разные стороны, – Максим, Алёша и Тимоша. Совершенно ничего особенного нет в том, что каждый несёт свое служение: отец Алексий – в храме, в воскресной школе и на небольшом участке земли, где супруги надеются когда-нибудь построить дом, а матушка Наталья – во всём оставшемся пространстве мироздания, где требуется готовить, стирать, ставить градусники, водить детей в школу, кружки и спортивные секции, при этом принимать активное участие в богослужениях в своём храме – как певчая или как прихожанка. Собственно, так живут почти все многодетные, с той лишь разницей, что не в каждой семье глава – батюшка.
Наши герои – люди, чьи поступки и слова всегда на виду. Но в отличие от тех, кого мы часто называем людьми публичными, они не выставляют напоказ потаённые уголки своего семейного уклада, не навязывают их никому и не рекламируют их. Они просто ничего не скрывают.
– Непонятно, чем вызван такой интерес к личной жизни священников, – искренне пожимает плечами матушка Наталья. – Откройте Священное Писание, послания апостолов, жития святых – в этих книгах прописан регламент построения семьи как малой Церкви для всех, пребывающих в браке, и для священства тоже. По этим заповедям мы и стремимся жить, насколько хватает любви и усердия. Может быть, кому-то хочется отыскать в нашем внутреннем мире то, чего в нем нет? (Улыбается.) Но тут уж я не знаю, чем помочь.
Большинству из нас известно,
где совершаются браки – на небесах, конечно же. А вот
как они там совершаются? Почему из миллиона возможных вариантов выпадает лишь один, когда двое «оставляют своих мать и отца и прилепляются друг к другу, становясь единым целым»?
Непостижимо, как случилось, что однажды студентка педагогического института (сейчас это Московский педагогический университет), просто встретив на весенней улице незнакомого бородатого мужчину, вдруг решила раз и навсегда: мой муж будет только священником! И ведь сбылось!
Неподвластно разуму и такое стечение обстоятельств, когда, зайдя в храм для молитвы, заводской парень просто поставил свечу, увидел перед собой незнакомую девушку и почувствовал такой же прилив света: это она!
Как это происходит? Да так, как слабый стебелёк травы пробивает броню асфальта. Обычное земное дело.
Трудное счастье
– Я не ощущаю себя матушкой в высоком, традиционном понимании этого слова, – признаётся Наталья, подчёркивая, что нет в их роду ни архиереев, ни новомучеников, ни исповедников. – Мы обычные люди – можем ошибаться, проявлять слабость. Матушек часто сравнивают с жёнами военных – им тоже приходится покидать любимые и обжитые места согласно решению вышестоящего начальства, но у нас, в отличие от военных, иные сверхзадачи. Мы не ищем ни чинов, ни повышения оклада, ни нужных связей – для нас главное спасение в Боге.
– Было ли мне когда-то легко? – словно прочитав мои сомнения, продолжает Наталья. – Может быть, только в первый год супружества, когда Алёша ещё не был отцом Алексием, когда жили, как говорят, «для себя». А потом начались эти поездки на службы, где я пела на клиросе, – сначала с одним ребёнком, потом с двумя, с тремя. Обустройство то одного полуразрушенного сельского храма, то другого. Ни отдыха, ни денег, ни возможности реализоваться профессионально. В такой обстановке трудно порой не сорваться, не сказать что-нибудь сгоряча, и мы не святые. Но если бы меня спросили, хотела бы я отказаться от главного в своей жизни ради решения бытовых проблем, я бы с уверенностью сказала нет.
Общаясь с отцом Алексием и его матушкой, зная о трудностях их бытия, понимаешь: нет, не лукавят. И ежедневно жертвуют собой ради друг друга, детей и близких, не считая эту жертвенность подвигом. И женское счастье матушки Натальи не в том, что она жена священника и что её легко узнать по неизменной длинной юбке, а в том, что оба супруга находятся на одной волне веры в Бога, а значит, и веры друг в друга.
Как в Кане Галилейской
Сегодня распространённым оправданием пребывания молодёжи в состоянии так называемого гражданского брака является отсутствие у влюблённых достаточного количества средств, чтобы оплатить кавалькаду автомобилей самых престижных марок для поездки в ЗАГС, широкое застолье с приглашением многочисленной родни, свадебное путешествие – непременно экзотическое.
Но, право же, можно включить иной счётчик, и тогда все траты сведутся лишь к стоимости проезда до ЗАГСа (можно ведь и на общественном транспорте!) и уплате взноса за оформление документа государственного образца – свидетельства о браке. Потому как качество отношений новобрачных, продолжительность их семейного союза от количества приглашённых на свадьбу ну никак не зависит.
Просвещённые сторонники позиции «чтобы не хуже, чем у других» нередко приводят в качестве аргумента страницы Священного Писания, где рассказано о чуде, совершённом Иисусом Христом во время брачного пира в городе Кане, недалеко от Назарета. Христос посчитал необходимым для себя вмешаться в ситуацию, когда на свадебном пиру закончилось вино, и для радости пирующих превратил обычную воду в душистый хмельной напиток.
– Да, евангельское чтение во время венчания обращает нас к событию в Кане Галилейской, и это не случайно, – напоминает матушка Наталья. – Вспомним то место в Евангелии, где распорядитель пира упрекнул жениха: зачем, мол, тот сначала подал худшее вино, а хорошее сберёг напоследок. Так ведь и в семейной жизни: опьянение влечением быстро заканчивается, и вместо вина брачного пира приходится довольствоваться водой житейских будней. Но если в семье, как на празднике в Кане, появляется Христос, отношения суетных страстей превращаются в любовь. Истинное супружество не начинается с любви, а завершается ею, и подлинно христианская любовь – это венец брака. Дай Бог всем супругам выстроить здание своего семейного счастья – свою малую Церковь.
(
Вернуться в оглавление)