Жития святых :: Священномученики Лопасненские :: Преподобномученик Кирилл (Косьма Вязников)
Преподобномученик Кирилл (Косьма Вязников)
Вязников Косьма Трофимович, родился в 1872 году в селе Старо-Никольском Усманского уезда Воронежской губернии (ныне Хохольский район Воронежской области).
6 июля 1915 года, в возрасте 42 лет, он был определен послушником Вознесенской Давидовой пустыни, посещая «послушническую школу» монастыря. 17 сентября 1915 года Косьма Трофимович был пострижен в монахи с наречением имени Кирилл. Монах Кирилл нес в монастыре послушание пономаря. Впоследствии был рукоположен во иеромонаха.
1926 год стал решающим в жизни монахов Вознесенской Давидовой пустыни, поскольку в это время монастырь был вынужден изменить свой статус. Храмы обители были переданы в «бессрочное бесплатное пользование» гражданам Бавыкинской волости Серпуховского уезда Московской губернии.
В 1926 году иеромонах Кирилл вернулся в родную Воронежскую область и стал служить в одном из храмов Богучарского района.
В ноябре 1929 года он переехал в свое родное селение Старо-Никольское, поселился в доме сестры, зарабатывая на жизнь портняжничеством.
2 февраля 1930 года иеромонах Кирилл и вместе с ним другие представители духовенства Воронежской области были арестованы.
По делу с иеромонахом Кириллом проходили и другие представители духовенства Воронежской области (архимандрит Тихон (Кречков), протоиереи Иоанн Стеблин-Каменский и Александр Архангельский, священники Сергий Гортинский, Феодор Яковлев и Георгий Никитин, а также миряне Евфимий Гребенщиков и брат иеромонаха Кирилла – Петр Вязников).
Отвечая на вопросы следователя иеромонах Кирилл сказал:
— Я придерживаюсь монашеской жизни. Я как монах твердо исполняю монашеский устав. До гражданской власти я не касаюсь. Власть свое делает, а я свое… Проживая в своем селе, я кроме дома и церкви никуда не ходил, этому воспитал меня монастырь. Никаких знакомых я там не имел и ничем не интересовался, другой личной жизни у меня не было, я знал только свой дом и церковь, что меня удовлетворяло. Разговоров о гражданской жизни я ни с кем никогда не касался. Вот если кто-либо принесет сшить что-либо, я кроме цены, двух слов, ничего не говорил. Разговор с ними был лишь иногда, и то лишь исключительно о монастырской жизни.
На организацию коллективов я смотрю так: если это нужно для государства, то их нужно создавать. У меня по этому вопросу с крестьянами никаких разговоров и бесед не было, я далек от всего этого, я привык к одинокой жизни…
14 июля 1930 года следствие было окончено. 23 июля обвинительное заключение отправили на рассмотрение в Коллегию ОГПУ, которая 28 июля приговорила их к расстрелу.
Прошли праздники Серафима Саровского и пророка Илии. Вечером 2 августа обвиняемым объявили приговор. Затем их погрузили в машину, чтобы везти в окрестности Воронежа и учинить растраву. В десять часов вечера того же дня мученики были расстреляны на окраине г. Воронежа и погребены в общей безвестной могиле.
Прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года.