Жития святых :: Священномученики Лопасненские :: Священномученик Владимир Красновский
Настолько близка и понятна была лопасненцам идея преображения человека в Господе, что на небольшом участке земли воздвигли они сразу несколько Преображенских храмов. Один из них был построен возле древнего погоста Старый Спас, другой совсем неподалёку – в селе Легчищево, которое теперь входит в состав посёлка Новый Быт. До XIX века в Легчищеве действовала деревянная церковь Преображения Господня, а когда на её месте возвели каменную, то её стали называть «Новый Спас». Краеведы не исключают, что топоним «Новый Быт» был придуман богоборческой властью исключительно с целью замещения прежнего, народного наименования.
Увы, словотворчеством власть большевиков вовсе не намеревалась ограничиваться. Ей требовались масштабы вселенские. Необходимо было вытравить из народного сознания саму память о Спасителе, саму практику бытия во спасение души. И главной помехой на пути решения такой задачи виделись, конечно же, церкви и их служители. Битва идей шла не на жизнь, а на смерть. Во всей России практически не осталось храмов, которых не коснулся бы вихрь разрушения. Этот рассказ – о последнем настоятеле церкви Преображения Господня в селе Легчищево, священнике Владимире Красновском.
КАК АГНЦЫ ПОСРЕДИ ВОЛКОВ
Отец Владимир был назначен сюда в 1931 году и прослужил здесь шесть лет. А всего за сравнительно небольшой срок своего служения Матери Церкви ему пришлось сменить несколько мест. Будущий священномученик родился 5 июля 1889 года в селе Измайлово под Москвой в семье псаломщика Платона Красновского; мать его была при храме просвирней. Отец умер ещё до наступления гонений на Церковь, мать – в 1918 году. Владимир окончил Перервинское духовное училище, некоторое время служил псаломщиком, как и его отец. В 1923 году он был рукоположен епископом Клинским, викарием Московской епархии, Гавриилом (Красновским) в сан диакона и стал служить в церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в селе Ассаурово Дмитровского района.
В 1925 году освободилось место священника в Свято-Духовском храме в селе Дубровки, и собрание прихожан единогласно постановило просить епископа Дмитровского Серафима (Звездинского) рукоположить диакона Владимира в сан священника для служения в их храме. Просьба была тогда же исполнена. Однако в 1930 году храм был властями закрыт, и в 1931 году отец Владимир был назначен служить в храм села Легчищево.
11 ноября 1937 года власти арестовали священника, и он был заключён в тюрьму в городе Серпухове. Основанием для ареста послужили показания «двух свидетелей на негласном допросе», как говорится об этом в документе следствия. В тот же день священник был допрошен, и ему были заданы вопросы в соответствии с показаниями этих свидетелей.
– Следствие располагает данными о том, что вы среди окружающего вас населения, колхозников, вели контрреволюционную агитацию, направленную против существующего строя и проводимых мероприятий. Признаете ли вы это? – спросил следователь.
– Агитации против советской власти я не вел, так как я в политике этой не могу разобраться, – ответил священник.
– Следствию известно о том, что вы систематически вели контрреволюционную агитацию при исполнении своих служебных обязанностей, например, при похоронах и тому подобном. Признаете ли вы это?
– Контрреволюционной агитацией я никогда не занимался, – ответил священник.
– В деревне Пикалово во время обеда после похорон вы вели контрреволюционную агитацию среди колхозников, распространяя гнусную клевету по адресу руководства советской власти. Признаете ли вы это?
– Нет, этого никогда не было.
Далее следователь стал цитировать показания тех, кто оговорил священника, но и здесь отец Владимир отверг их как ложные.
Этого я никогда и нигде не говорил, всё это на меня показано ложно, – сказал он.
– Ещё раз следствие требует от вас правдивых показаний, довольно вам давать лживые показания! – потребовал следователь от священника.
Но отец Владимир на это ответил:
– Честное слово, я нигде никому не говорил о том, что конституция вызывает много вопросов; я её читал и с ней был согласен.
– Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении? – спросил следователь напоследок.
И отец Владимир сказал:
– Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю, так как я этого нигде и никогда не говорил.
17 ноября, через неделю после допроса, тройка НКВД приговорила отца Владимира к расстрелу. Священник Владимир Красновский был расстрелян 25 ноября 1937 года на полигоне Бутово и погребён в безвестной общей могиле.
ПО ВЕРЕ ВАШЕЙ И ДАНО БУДЕТ
Приговорённым к гибели оказался и Преображенский храм. В конце 1930-х годов церковь закрыли, затем частично разрушили и перестроили. То, что сохранилось, вошло в территорию бывшего Подмосковного филиала НАТИ (Научно-исследовательского автотракторного института). В перестроенном здании расположился бывший лабораторный корпус филиала. В том, что храм не погиб окончательно, немалая заслуга бывшего главного инженера филиала НАТИ Георгия Георгиевского. Пытаясь вернуть церкви принадлежавшие ей ранее площади, которые отошли под его начало при реорганизации предприятия, Георгий Михайлович по собственной инициативе ездил в Московскую Патриархию, встречался с тогдашним настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни архимандритом Германом. Во многом благодаря именно попечению Георгиевского Преображенский храм в посёлке Новый Быт обрёл свою вторую жизнь.
Конечно, за спасение храма боролись всем миром. И, главное, верили, что труды по возвращению церковного здания верующим будут поддержаны также и молитвами бывшего настоятеля храма – священномученика Владимира Красновского, причисленного к лику святых. Именно в день памяти священномученика, 25 ноября 2007 года, в храме состоялся первый водосвятный молебен. А в семье Георгиевских рассказывают как о чуде, что венчание Георгия Михайловича и его супруги Евы Леонидовны в соседнем храме села Старый Спас – тоже Преображенском, состоялось именно 25 ноября 1998 года. Заметим, что к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских священномученик Владимир был причислен лишь два года спустя, на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. Можно ли такое совпадение назвать случайным? Вряд ли.
Сегодня богослужения в день памяти священномученика Владимира стали в Преображенском храме постоянными. С 2009 года регулярно совершается Божественная литургия. Усердием настоятеля храма священника Павла Иванова идёт реставрация внутренних помещений, на куполе установлен крест, на колокольню вернулись колокола, обустроены помещения для приходской воскресной школы и трапезная.
Пока ещё здание церкви не полностью передано верующим, и прихожане, настоятель и другие священники благочиния молятся своему святому о возвращении храма, о возрождении святыни.
БЕЛОУСОВА Анна