Во время паломничества в одном из северных русских монастырей приходилось быть свидетелем такой картины: прямо за богослужением приоткрывается щелочкой диаконская дверь и из алтаря на амвон выходит упитанный полосатый кот. Подняв трубой роскошный пушистый хвост, четвероногий «алтарник» неспешно, ни на кого не обращая внимания, пересекает весь храм и исчезает за свечным ящиком… Наверное, многие из нас задавались вопросом: отчего кошка – единственное животное, которому не возбраняется не только жить при храме и ходить где вздумается, но даже заходить в алтарь, а другому постоянному спутнику человека – собаке – нельзя даже приближаться к церковным вратам?
В Священном Писании однозначного ответа на эти вопросы найти не удается. Собака, правда, многократно упоминается в Ветхом Завете как животное нечистое, грязное и порочное, но, как известно, что Бог очистил, того… не почитай нечистым (Деян. 10, 15). Кошке же в Библии места вообще не находится. Так что ответы на вопросы о допуске животных в храм следует искать в Предании и в святоотеческом наследии. Однако ни у кого из святых отцов вы не найдете указания на то, что, если в храм забежала собака, его надо переосвящать. Нет такого и в уставе. Но часто, особенно на селе, храм окропляют святой водой, если туда забегала собака.
Точно так же никакими установлениями не запрещается православному христианину держать собаку в доме.
Приходится слышать, что это нехорошо, поскольку, мол, в доме присутствуют святые иконы, свечи, лампады, а на собаке может «бес приехать». Вот что говорит об этих предрассудках Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
«Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укорененным, как мне кажется, в представлениях о гигиене. Никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого “антисобачьего” богословия. Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными».
Кстати, приснопамятный Патриарх Алексий II держал у себя дома трех собак – дворняжку Чижика, мопса Кешу и пекинеса Пушка, а из Беслана привез четвертую – пуделя Тусю, подарок местных школьников.
В Русской Православной Церкви действует неписаное правило, позволяющее котам и кошкам свободно входить не только в храм, но даже в алтарь. Есть в этом кошачьем «приоритете», конечно, чисто практический смысл: в старину крысы и мыши нередко наносили храмам и монастырям значительный урон, уничтожая свечи, хлеб, деревянную утварь, богослужебные книги. Единственный разумный способ борьбы с этой напастью – только кошки. Вот и допускались они везде и всюду. Связано это и с особенностями русского менталитета: на Руси кошка традиционно была «чистым», уважаемым животным, которым не брезговали, любя его и привечая.
Сегодня часто можно услышать: «Чем больше узнаю людей, тем больше люблю животных», «Собаки и кошки честнее и чище человека» и т.д. Святые отцы не раз предупреждали, что такое очеловечение, в Церкви называемое грехом антропоморфизма, добра не сулит. Господь завещал нам любить тварей Своих и заботиться о них, но вот очеловечивать их, называть православными именами, а особенно превозносить их над людьми – великий грех. Во всем надо знать меру и иметь рассудительность, в том числе и в любви к малым сим…
Прихожане Успенского собора в Лондоне подарили Святейшему Патриарху Кириллу щенка породы вельш-корги (во время визита Главы Русской Православной Церкви в Великобританию, октябрь 2016 года)
КЛОЧКОВ Андрей.
Мурчащие истории
Анна Черняева, православная журналистка:
В пасхальную ночь наблюдала такую сцену. В самый торжественный момент распахнулись Царские врата и с пением «Христос воскресе из мертвых» духовенство вышло на крестный ход. В толпе заохали: «Батюшки, кота несут!» Действительно, на руках одного из диаконов важно сидел усатый-полосатый.
– Что за нововведение? – спросила я у знакомого алтарника.
– Зверюшка больно шустрая. Забежала в алтарь, пока ловили – выходить пора. Вот и отправились с ней.
Протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве:
Еще при Патриархе Алексии II был случай. В какой-то большой праздник отворяются Царские врата, а откуда-то сбоку вдруг выходит красивый откормленный кот и медленно и торжественно шествует впереди Патриарха на литию. Кота отловили, привели к Святейшему, посадили на стул, и Святейший совершенно серьезно обратился к коту: «Кот, а кот! Что же ты, устава не знаешь?! Разве можно выходить на литию впереди Патриарха? Ты должен выходить позади всех, после протоиереев и иереев. Чтобы этого больше не повторялось». Все вокруг смеялись, но так и не поняли, усвоил кот урок литургики или нет.
ЦИТАТА
Животные находятся в особых отношениях с человеком: Бог Сам приводил животных к человеку и смотрел, как человек будет называть их по именам. Но до поры до времени эти отношения были дружественными, а потом стали враждебными. При этом домашние животные, их способности общаться с человеком являются осколками рая – доступными нам остатками первозданного мира.
Протоиерей Павел Великанов
А знаете ли вы?
На протяжении истории отношение Православной Церкви к собаке претерпевало изменения. Так, в 1885 году в Санкт-Петербурге вышел труд протоиерея Константина Никольского «О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах», посвященный церковным службам и обрядам, вышедшим из употребления. В числе полутора десятков описанных там чинов присутствует Чин на освящение церкви, егда пес вскочит в церковь или от неверных войде кто».
Можно довольно точно установить, когда этот чин вышел из употребления. Какого-либо документа на эту тему не сохранилось, но в официальном полном Требнике, изданном в Москве в 1658 году, этот чин отсутствует. В то же время в Требнике Петра Могилы 1646 года и Требнике 1651 года этот чин еще есть.
"Православная Москва".