Прочитал статью о доходах РПЦ. Решил поделиться с вами своим опытом и наблюдениями о том, как живут батюшки сельские и городские в России, вернее сказать, в Сибирском федеральном округе, потому что не знаю экономической жизни приходов в европейской части России, думаю, она всё же отличается от нашей.
Не подумайте, что я как-то пытаюсь рассказать о нашей тяжелой доле, совсем нет, не поплакаться или пожаловаться я решил, а просто развеять некоторые мифы о том, как всё-таки живут попы.
Вот, например, есть миф о том, что мы получаем откуда-то зарплату «сверху», но ни с какого «верху» нам никто не платит, все мы на самообеспечении и кормимся с тех приходов, на которых служим. Чтобы понять примерно доход того или иного храма, я делюсь с вами своей формулой. Формула проста: по статистике мы знаем, что 1% населения регулярно посещает храм, если у нас в Подтёсово на сегодняшний день по факту чуть ниже 3 тыс. человек, то примерно 30 человек будут в воскресение на Божественной литургии. Средняя зарплата/пенсия у прихожан — 20 тыс. руб., от них 10% идёт на храм, здесь и панихиды, и сорокоусты, свечки и иконы, словом — пожертвования. В месяц такой храм, как наш, имеет доход в 60 тыс. руб., но это приблизительно, конечно. Есть особые месяцы — январь, например, или весенний месяц, на который выпадают Пасха и Вербное, в эти дни доход выше, есть и «глухие» месяцы — июнь/июль, в месяц может быть и 15 тыс. руб. Если все пожертвования суммировать и раскидать на 12 месяцев, то примерно и выходят эти 60 т. р. в месяц.
Из этих денег идёт: малая часть на содержание храма, текущий ремонт, помощь нуждающимся, электроэнергию, зарплаты, налоги по зарплате и прочие расходы, остальное священнику. Есть разные подработки у батюшек, у меня это скотина: коровы, куры, кролики. Выйти на работу, так чтобы на 8-часовой рабочий день, не представляется возможным. Причина банально проста: батюшка всем должен.
То есть
священник — это почти как какое-то беспозвоночное бесправное существо, которое всем обязано. Он обязан на приходе решать разные проблемы: финансовые, строительные, хозяйственные, межличностные. Посещать всякие мероприятия, вести беседы разные, к ним готовиться. Он обязан встать и приехать по звонку к умирающему, к уже мёртвому, обязан подстраиваться под удобное время тех, кто хочет кого-то покрестить или что-то освятить. Ему звонят утром, днём, ночью, и он обязан «висеть» на трубке часами и отговаривать кого-то от самоубийства, развода, аборта… Это не то чтобы психоаналитик, психотерапевт или соцработник, батюшка — это какой-то странный замес всего этого. Он обязан всем: епископу, прихожанам, людям, семье, встречному прохожему… Оттого, что он обязан всем, бывает так, что на семью его просто не хватает, и не хватает ему и денег на семью. От этого много разводов среди нашего брата. Как сказал мне однажды один (в прошлом очень хороший) священник:
«наши матушки или дуры полные, или люди святые. Ни денег, ни мужей».
Словом, те деньги, которые остаются от храмовых расходов, перепадают батюшкам и их семьям. Естественно, этих денег не хватает. Даже если бы я, например, все деньги забирал себе, то всё равно моя семья жила бы существенно ниже прожиточного минимума. И такая ситуация у многих, весьма многих настоятелей…
На что вы тогда живёте, спросите вы? Отвечаю: мы питаемся Святым Духом. Это происходит примерно так: ты не можешь, но ты стараешься любить людей, миловать их, как в той притче о неверном домоправителе, а Господь не оставляет тебя.
Приведу ряд примеров. Дом, который нашему приходу выделила администрация, нуждается в постоянном ремонте, он просто весь гнилой. Покосились у нас ворота, и я боялся, что крытый двор зимой под тяжестью снега может рухнуть на детей. Есть в посёлке человек, хороший человек, один из лучших сварщиков в районе, он переживает сейчас далеко не лучшее время в своей жизни, и я как могу помогаю ему, поддерживаю, а он нашему дому в благодарность ворота сварил. Ну где бы я взял 50 тыс. руб.?! Или вот, буквально на днях: позвонил человеку денег занять, а он мне одолжил 5 тысяч, а потом просто подарил. Бывает, святые подают. Однажды после службы подошел к иконе Святителя Николая и говорю ему: «отче Николае, дай денег», и всё, и пошел домой, на душе ну просто кошки скребли, потому что было совсем пусто в кармане и ниоткуда ничего в ближайшее время не предвиделось. На следующий день люди принесли, не помню точно, около 20 тысяч — как раз хватило на то, на что нужно было.
Помню, ещё мы делали приходской дом: деньги, которые собрали нам москвичи, закончились, встала стройка. Отслужил я службу, вытряхнули мы все деньги из кружек, оказалось где-то 8 тысяч с хвостиком. Я поехал из посёлка в Лесосибирск домой, а по дороге заехал к одной очень бедной одинокой мамочке, староверке, и отдал ей все деньги, приехал домой пустым. На следующий день пришел перевод в 50 тыс. с пометкой «на котёл». Мы купили котёл и стали делать отопление.
Бывает и иначе, бывают дни испытаний, когда нужно идти и клянчить деньги или стройматериалы, объясняться, унижаться, в такие дни подмывает оставить службу, идти работать, как нормальные люди, трудиться и зарабатывать, иметь выходные, отпуска… Но кого сюда отправят, вернее, кто согласится поехать туда, откуда выезжают люди? Кто будет бегать, хоронить, крестить, беседовать… ведь священниками становится всё меньше и меньше людей. Многие оставляют службу по причине или нищеты, или самодурства начальства. Конечно, если придёт кто-то на моё место, то я подвинусь, это точно, потому что как до хиротонии, так и после не считаю себя достойным этого высокого сана. Ну а пока служу, людей кидать не хочется, да и нельзя так с людьми.
Так вот мы, попы сельские, и живём, и так продолжаются наши будни поповские. Не один я такой, многие, с кем я из священников поддерживаю отношения, живут так же, а кто-то и ещё хуже. Например, отец Михаил из Анциферово, у него вообще один-два человека в храм ходят из 200 жителей. Такая вот она у нас жизнь, интересная и экстремальная.
Священник Стефан Березкин. Предание.ру.