Храм Иоанна Предтечи в Садках г. Чехова
Полезное :: К посту
Правильный пост — это состояние «не до еды»


"Друзья, в этот раз я попробую немного как будто вернуться в прошлое и сказать пару слов о том, что когда-то казалось безумно важным, и, наверное, эта важность оправдана. О том, что давно стало в православном мире предметом сперва совершенно одинаковых рассуждений, а после для многих и предметом шуток.

О внешней, самой заметной и самой известной стороне поста — о воздержании от тех или иных видов пищи.

Сразу скажу — это просто мои мысли, соглашаться с ними не обязательно, если они вам кажутся ошибочными, их можно спокойно игнорировать. Меня вряд ли когда-нибудь канонизируют, я даже не священник, я просто человек, который постился «как положено в Русской Православной» примерно 25 лет и пришел к каким-то выводам.

И вот что понял. Настоящий, подлинный христианский пост в смысле еды имеет три основных варианта. Для простоты я назвал их истинным, ветхозаветным и аскетическим вариантами поста.

Первый вариант, истинный, самый, наверное, высший и правильный, но не всем и не всегда доступный — то, как постился Христос в пустыне после Богоявления. Когда вышедший на Свое служение Богочеловек ничего не ел и не пил 40 дней не потому, что Ему кто-то указал так сделать, не ради тренировки воли или исправления каких-то недостатков, а потому, что Ему предстояло величайшее в истории дело. Величайшее и совершенно для Него, как для человека, жуткое. И Ему, грубо говоря, просто не лез кусок в горло. Ему было не до еды. Не знаю, мог ли Христос бояться, но то, что Его человеческая природа не хотела всего этого — предательства, побоев, унижений, издевательств, боли и смерти — Он Сам сказал в Гефсиманском саду.

Перед такой перспективой Он, видимо, просто не мог есть, пока не начал натурально от голода умирать — «напоследок взалкал», как красиво говорит славянский текст Евангелия.

Самый правильный, как мне кажется, пост для христианина, последователя Христа — это просто состояние «не до еды», ибо душа занята чем-то высшим, и ей не до тела.

Но мы так не можем или можем не всегда. Мы погружены в житейскую суету, у нас много дел и хлопот, у нас есть ответственность перед ближними, и бросить все это ради духовных переживаний не всегда возможно, да и не всегда правильно.

И потому есть иные варианты.

Ветхозаветный пост схож с истинным. В этом случае время, силы и ресурсы, которые обычно тратятся на питание, отданы на дела милосердия и заботу о ближнем. Помните, как говорит Господь через пророка Исайю — «вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис 58:6–7).

То есть помочь ближнему — важнее, лучше, ценнее, чем соблюсти пищевые ограничения, которых хватало и во времена Исайи. Это ветхозаветный пост, когда от праведных дел поесть некогда или когда из-за обилия милостыни есть нечего.

Этот вариант нам доступнее, но есть в нем и свои сложности. Многозаботная и милосердная жизнь может надмевать, милостыня может способствовать тщеславию, а, не рассчитав свои душевные силы, можно и начать злиться на тех, кому помогаешь. Этот род поста стоит употреблять с осторожностью. Рубить сплеча и раздавать, по заповеди, все свое имение нищим при наличии родных и близких как минимум неумно, а ум дал Тот же Господь.

И третий вариант, почему-то ставший общепризнанным, — это пост аскетический. Когда человек сознательно себя ограничивает в еде, надеясь через ограничение получить пользу. Научиться контролю над желаниями тела, повлиять на свой душевный настрой через физиологию, просто пережить единство с теми, кто постился и постится по таким же правилам.

Мы все-таки телесные существа, и все, что происходит с телом, влияет на душу. Мне случалось в жизни голодать именно из-за нехватки еды на всех, и я знаю, каким я становлюсь в этом случае злым и нечестным человеком в борьбе за еду.

Ограничивать себя в пище правильно и полезно, и в этом нет ничего плохого, если этот пост не сопровождается ухудшением отношения к ближним — хоть в форме надменности, хоть в форме раздражительности. Но и здесь есть опасность перепутать цель и средство.

Потому что есть еще один вариант поста, в религиозном смысле для христианина бессмысленный, как мне кажется. Именно мне, ведь наверняка есть иные мнения на этот счет.

Это пост в виде жертвы. Смотри, Господи, ради Тебя мы не едим мясо, не едим рыбу, не едим яйца, отказались от молока и даже кофе! Смотри, как мы стараемся! Заметь нас, награди нас, мы же так сильно страдаем!

Но Господу подобное старание и страдание попросту не нужно. Ему не нужны человеческие страдания сами по себе. Дьявол, говорит апостол, вообще ничего не ест, но разве это ему как-то помогает?

Господь просит у человека Любви, как просит ее отец у нерадивого сына. Но разве отцу надо, чтобы сын перед ним непременно мучился? Нет, Ему нужно внимание, Ему нужно общение, Ему — точно так же, как и людям — нужно, чтобы любимый находил для Него время и так далее.

Возможно, Господь даже любит подарки — во всяком случае, Он точно любит, когда Его люди делятся чем-то ценным друг с другом. Для Него это как если бы подарили Ему Самому — так в притче о Страшном суде говорится.

А бессмысленное самоистязание хоть голодом, хоть каленым железом, Господу не нужно.

Да, аскеты отказывают себе во многом — но не ради мучения как такового, а ради перемен, которые может принести самоограничение. Они не носят скудость своего рациона как медали и не доказывают им право на Царство Небесное. Они ищут Бога, а не переживания собственного героизма.

Спортсмен тренируется и соблюдает диету, чтобы победить в соревновании или хотя бы достигнуть какого-то результата, а не чтобы просто устать или проголодаться. Вот и с постом примерно так же.

Я понимаю, что времена нынче такие, что все эти рассуждения могут смотреться слегка инопланетно. Но времена изменятся, и может быть, именно наш пост, наша забота о том, чтобы мир стал чуть более Божьим, как-то помогут в этом".

Предание.ру. БЕРХИН Владимир.




Видеоканал на YouTube
Смотрим видео на Youtube.

Видеоканал на RuTube
Смотрим видео на RuTube.


Глубина веры против глубокого неверия.
Не забудьте подписаться на наши каналы.
СПИРИДОН ТРИМИФУНТСКИЙ

Каждую субботу и воскресение после Литургии выносится для поклонения тапочек
СПИРИДОНА ТРИМИФУНТСКОГО.
Клик по картинке.
ОСТОРОЖНО! ДЕТИ!

Если нарушаются права детей, нужна помощь и поддержка - обращайтесь!
КЛИКНУТЬ ПО КАРТИНКЕ
для получения информации.
ВСЁ ДЛЯ ПОБЕДЫ

«ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ» – проект Народного Фронта по поддержке воинских подразделений ДНР И ЛНР (клик по картинке).
Герои Бессмертного полка
На заметку
Вашему ребенку необходима помощь?
В воскресной школе можно получить консультацию у православного практического психолога Азарины Леонидовны (подробнее).
Полезное
Здесь на ваши вопросы ответят компетентные специалисты и священники.

Кликните по картинке.
Обратная связь
Есть пожелания, вопросы - пишите на predtechahram@gmail.com
Святые дня. Видео


Календарь


Полезные ссылки
Copyright © 2013-2024. Иоанно-Предтеченский храм г. Чехов.
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015