На вопросы, связанные с христианским служением ближнему, ответил духовник Православного волонтерского центра при храме Всех Святых иерей Сергий Скузоваткин во время беседы с волонтерами.
– Тот, кто вступает в добровольческое движение, рано или поздно задумывается, а что же такое «доброе дело»?
– Есть пословица, что всякое доброе дело безнаказанным не останется. Т.е. должно сопровождаться каким-то испытанием, жертвой. Ложка дегтя необходима, а иначе это – не доброе дело. Именно это отличает христианское понимание «доброго дела» от расхожего привычного понимания. Свт. Игнатий (Брянчанинов) говорил, что «недостаточно быть добрым по естеству, нужно быть добрым по Евангелию».
Без любви добра не бывает. Легко помогать тем, кто благодарен. Чаще всего мы видим ответную доброту и эмоциональную отдачу от детей. Особенно от тех, которым недодали счастья. Когда к ним приходит волонтер, они в нем видят маму, папу и всех добрых людей в мире. А со взрослыми все сложнее. Некоторые из них считают, что им все должны. Бывает, делаешь доброе дело, а в ответ получаешь оплеуху, с которой трудно справиться. Поэтому всегда нужно быть готовым к этому. Те, кому доводилось ухаживать за лежачими больными, знают, что они вас запросто могут обругать, если невольно причинишь им боль или неудобство. Кроме того, нужно различать внешне хорошее дело и внутреннее делание. Свт. Игнатий Брянчанинов сказал, что даже добро может быть пагубно, если это – добродетель без рассуждения, не вовремя и не к месту.
– Как правильно относиться к случающимся жизненным обстоятельствам?
– Нужно использовать все ниспосланные нам свыше обстоятельства для того, чтобы с Божьей помощью что-то создать внутри себя. И благодарить Бога за них. Например, у многих волонтеров есть такое обстоятельство, как молодость. В молодости все дается легче, сам организм помогает человеку. Есть свободное время, чтобы творить добрые дела. Есть люди, которые нас морально поддерживают, за них нужно молиться. Православные волонтеры должны понимать, что не мы сами по себе делаем что-то хорошее. Если человек всю честь приписывает Богу, то он ее приумножает. Но только стоит подумать, что это – наши личные заслуги, как сразу окажемся в ситуации, которая покажет наше истинное лицо. Это – духовный закон. Если жизненные обстоятельства изменятся, и у человека уже не будет возможности быть волонтером, все равно с ним останется духовная радость, непохожая на естественную радость, которая связана с получением удовольствий. Христианин, делая добро, считает себя недостойным, но делающим все это ради Бога, а «высочайшее добро есть Христос».
– Что значит «ради Бога»?
– Если я что-то делаю ради Бога, то не рассчитываю на ответный дар или благодарность, а морально готов пострадать за это доброе дело. Так Господь принес Себя в жертву на Кресте, не ожидая нашей благодарности.
Особенность православного волонтерства – в том, что оно не является самоцелью. Чтобы мы ни делали, всегда должен присутствовать момент христианского воспитания людей. Вы делаете им добро, тем самым показывая, что это – нормально и правильно. Но для этого надо самим так жить и, конечно, запастись терпением. Поначалу Господь дает нам запас терпения как некий аванс. Приведу как пример поездку в детский дом.
Известно, что сироты – это самый избалованный народ. С них никто строго не спрашивает, им все приносят просто так. И они привыкают к этому. Детдомовцам очень сложно стать самостоятельными людьми, поэтому они и формируются такими несчастными по духу. В чем же мы должны видеть свою задачу? В том, чтобы их материально поддержать, развлечь или научить полезным навыкам, которые им помогут выживать в мире? Православный волонтер должен использовать любую совместную деятельность для формирования духовности, показать детям, как нужно правильно относиться к своей душе. Показать, что, на самом деле, духовная жизнь – очень радостная. Она позволяет нам получать духовную прибыль и радость от очень маленьких вещей, которые обычный мир не замечает. И вы это уже познали. От счастливых детских глаз вы получаете радости больше, чем другой человек – от покупки автомобиля. Потому что, помогая «одному из малых сих», вы помогаете Христу. Некоторые, например, помогают заключенным. А ведь многие из них, когда выйдут из тюрьмы, примутся за старое. Сложно заниматься такой помощью без веры в то, что Господь все устроит как надо.
– Если человек начинает делать добрые дела, то часто на первом этапе ему все легко удается, а потом начинаются трудности и искушения. Как их преодолевать?
– Сначала помогает Господь, поскольку хочет, чтобы человек укоренился в доброделании. А потом человеку нужно идти вперед. Преодоление возникающих трудностей служит доказательством серьезности намерений.
Тот, кто делает доброе дело, обязательно увидит в себе какие-то недостатки. А тот, кто ничего не делает, видит себя в хорошем свете, ведь ему раздражаться нет причин. Того, кто ухаживает за инвалидом или взял на воспитание ребенка, порой так «крутит», что он бежит на исповедь и кается со слезами. Он понимает, каким должен быть – терпеть немощи ближнего и покрывать их своей любовью – и не находит этого в себе. А если мы не замечаем своих недостатков, значит, еще не начали по-настоящему помогать ближнему, не начали трудиться в этом направлении.
Когда люди делают добрые дела, часто между ними вспыхивают конфликты и разлады, которые возникают не из-за плохой организации и не из-за того, что кто-то не выполнил обещанного, а по внутренним духовным причинам. Одна из них – наша гордыня, которая питается, в том числе, и добрыми делами. Ее нужно уметь вовремя распознать. И в этом у православного есть преимущество перед неверующим доброхотом.
– Говорят, что добро должно быть с кулаками. Например, один человек все время парковался на газоне с цветами. На замечания не реагировал. Дело кончилось тем, что ему сбросили гантель на крышу автомобиля...
– Разве таким способом этого человека убедили делать добро? Его силой вынудили не делать зло прилюдно. А внутри него, может быть, кипит ненависть ко всему миру. И на Страшном суде за такое плачевное состояние души человека спросится с того, кто его довел до этого. Прп. Пимен Великий говорил: «Злоба не уничтожает злобы. Но если кто делает тебе зло, тому ты делай добро, чтобы добрым делом уничтожить злобу». Именно так работает христианская доброта. Если кто-то плохо поступает, ему нужно указать на это, но сдержать свой гнев и не отвечать злом на зло. Проявляя терпение, вы даете возможность открыться доброй воле того человека, с которым общаетесь. Вы показываете ему пример того, что и он может быть хорошим. Это – самая главная составляющая вашей помощи.
– Как объяснить необходимость творить добро?
– Это невозможно объяснить тому, кто мыслит только категориями сиюминутной пользы. Например, мы говорим ребенку, что жадничать нехорошо. «А почему нехорошо? – спросит умный малыш. – У меня есть машинка. Я дам ее тому мальчику, который даст мне кран. Зачем мне ее давать тому, у которого ничего нет?»
Один философ сказал, что добро только тогда является добром, когда сделано без всякой задней мысли, совершенно свободно. А если для меня важно, как оно будет вознаграждено, это уже похоже на работу банка, выдачу кредита под проценты. Батюшке Серафиму в его беседе с Николаем Мотовиловым о смысле христианской жизни хорошо удалось объяснить, для чего нужно делать добрые дела. Хотя добро не вписывается в обычную логику, но оно оправдано для вечной жизни.
– Если мы делаем добрые дела из желания попасть в рай, является ли это корыстным мотивом?
– Рай – это не место в географическом понимании. «Царствие Небесное внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Его только нужно сформировать в себе. Если полюбить добро само по себе, человек будет пребывать в райском состоянии уже в этой жизни, и таким пойдет в вечность. Если же этого нет, то помести человека в рай, а он скажет: «Что-то здесь скучновато»…
– Почему так трудно держать в тайне свои добрые дела?
– Видно, невелик наш сосуд с добрыми делами, раз они там не могут уместиться, а лезут наружу. Но есть и еще один аспект – миссионерский. Когда мы рассказываем, например, о волонтерской акции, то хотим поделиться радостью с другими, показать, что делать добрые дела – это нормально, хотим вовлечь в это делание как можно больше участников. Надо понимать, что мы к любому, даже доброму делу неизбежно примешиваем что-то греховное: гордость, тщеславие, другие страсти. Свт. Игнатий Брянчанинов писал: «В падшем естестве человеческом добро смешано со злом. Пришедшее в человека зло так смешалось и слилось с природным добром человека, что природное добро никогда не может действовать отдельно, без того, чтобы не действовало вместе и зло».
Православный Саров