Протоиерей Андрей Ткачев
В Рай хочется. Непременно хочется в Рай. Конечно, не сейчас. Так, чтоб прямо сейчас, нет ни смелости, ни готовности. Ну, и как поется: «А не спеши ты нас хоронить. У нас есть еще дома дела». Каюсь, есть изрядное лукавство в том, что в Рай хочется, но не сейчас. Есть. А куда без лукавства? Им все пропитано внутри и снаружи. Но в принципе в Рай хочется. И все, что на земле нравится и душу греет, есть отблеск Рая и его слабое подобие. Дружба, мир, звездное небо, молитва, летнее буйство зелени, музыка, дети (когда не плачут и не болеют)… Все это лучики от райского солнца, и в их тепле душе хорошо.
В Рай нужно попасть уже потому, что если после всей здешней суеты и томления духа еще и там навечно оказаться среди горького плача и звуков запоздало скрипящих от раскаяния зубов, то уж лучше тогда и не родиться. И здесь большая часть лет – маета пополам с печалью, и там – негаснущий огонь! Что может быть хуже? Великий проигрыш. Двойное банкротство. Растоптанная мысль Творца о вечном благе. Перечеркнутая цель творения. Вот что это такое. Но ведь не для этого сотворен человек, а над его головой рассыпаны звезды. И непременно должен быть Суд, чтобы восторжествовала справедливость. И должен быть Рай, чтобы бытие человека не было насмешкой и бессмысленностью. Короче, я хочу в Рай и прошу не ругать меня за это несколько нескромное, но вполне законное желание.
Но вот я думаю: а чем я буду в Раю заниматься? Слушать шум листвы и журчанье ручьев? Маловато будет. Все, что можно придумать о Рае, недостойно Рая. Поэтому сказано, что ухо не слышало, и глаз не видел, и на сердце человеку не всходило то, что Бог приготовил любящим Его. Одно ясно: Царство Божие будет царством молитвы. Мы будем хвалить Бога и совершать Ему поклонение в духе и истине вместе с ангельским миром, пророками, апостолами и мучениками. Мы будем совершать непрестанную небесную Литургию. Вот сказал – и полегчало. Теперь не только ясно, чем будут заниматься спасенные. Теперь ясно также и то, чем сегодня заниматься, чтобы Рая не лишиться: нужно воспитывать в себе любовь к богослужению.
Когда я на службе, я уже отчасти в Раю. «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним, Богородице». Если служба мне понятна и мною любима, то это и есть Рай мысленный. Если же служба скучна, длинна и неинтересна, то это явный признак моей неготовности к небесной жизни, неготовности к участию в тамошнем незакатном торжестве. Заметим еще и то, что на земле молитвы состоят в основном из покаяния и просьб. Ну да. А из чего еще? Грешнику нужно каяться, а нуждающемуся – просить. Мы – во всем нуждающиеся грешники. Но там, в том чудном там, нужно будет главным образом хвалить, благодарить, славить и воспевать. Такова, собственно, Литургия. В ней есть прошения и покаяние, но в основном вся она хвалебная и благодарственная.
С точки зрения будущего ликования даже от молитвы Господней останутся одна-две строчки. Прочее упразднится как до конца исполнившееся. Вот смотрите. Зачем просить в будущем веке «да приидет Царствие Твое»? Ведь оно уже будет пришедшим, наступившим. То же самое будет касаться и слов «да будет воля Твоя». Среди жителей Рая иной воли, кроме Божией, не будет. Ад магнитом притянет к себе всех самовольников и своевольников, а в Раю будет одна воля. Далее. Просить о хлебе будем? Думаю, что не будем. А должников прощать и себе просить прощения долгов? Тоже думаю, что это на земле должно совершиться как условие вхождения в светлую реальность. А там – уже ни долгов, ни должников. Искушения? Может быть, останутся испытания ради проверки верности. А может, и нет, если стояние в истине станет непоколебимым, как сегодня у светлых ангелов. И, без сомнения, связанный и наказанный лукавый не будет страшен, как сегодня, и не потребуется постоянная просьба об избавлении от него.
Так что же остается? Остается «Отче Небесный! Да святится имя Твое! Аминь». Как-то так. Иными словами, остается «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!» Остается «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже!» Хвала остается, и благодарение, и поклонение. И все это уже есть сегодня как приготовление к будущей райской жизни. Но чтобы нам самоуверенно не разлениться и не охаметь, остаются и нужды, требующие просьб, остаются и греховные несовершенства, властно требующие ежедневного покаяния.
Будем каяться и будем просить. Будем питаться манной, ежедневно наблюдая впереди, по ходу движения Церкви, облачный столп Божественного присутствия в светлое время и огненный столп во время ночное. Путешествие в Землю, текущую молоком и медом, продолжается.
Протоиерей Андрей Ткачев
Источник: "Православие.ру