О проблеме мужского инфантилизма беседуют на встрече с игуменом Киприаном (Ященко) сотрудницы Православного просветительского центра «Усово-Спасское».
– Сегодня очень трудно найти мужчину, который действительно понимает, что он – глава семьи. За все отвечают женщины. А мужчину не сдвинешь с дивана, не оторвешь от компьютера. Как изменить ситуацию?
– Образ мужа закладывается в детстве, особенно важен период с трех до шести лет. Какой тип отношений между мужем и женой ребенок видел перед собой? Важны не просто сам по себе отец или мать, которая часто доминирует и выполняет функции главы семьи, главное – их отношения. Дальше этот образ будет бессознательно воспроизводится в семье.
У меня был один алтарник. Он еще в школе влюбился в одноклассницу, она тоже была к нему неравнодушна, семь лет у них продолжалась влюбленность. Все как в сказке закончилось очень хорошо – после школы и после института они заключили законный брак, родители подарили и квартиру, и машину, а через три дня молодые развелись – после тяжелых боев, в синяках разошлись и не виделись больше никогда.
Почему так много хороших невест, женихов, а когда начинается совместная жизнь, возникает малая церковь, люди не знают, что делать, не понимают, где они находятся, какие обязанности должны исполнять? Выясняется, что у них не было этого образа жизни перед глазами – либо они выросли в неполной семье, либо отношения между родителями были очень тяжелыми. Мама доминировала – и молодая жена начинает точно так же действовать, а муж сопротивляется – у него другой образ семьи – есть много типов.
Мне приходится почти все молодые пары примирять – расставлять всех по иерархии, очень долго рассказывать, почему они должны выполнять свои обязанности и какие они.
Всегда семья нормальная находится как бы в трех измерениях: Бог; дальше – муж, глава малой церкви, ее епископ, который должен установить отношения с Богом и с женой; а потом уже дети – приход. Малая церковь – всегда трехэтажная, и если этих этажей нет, то мы замахнулись на устроение Божие…
– Модель современной семьи совершенно иная: жена отвечает за все, молится, работает, занимается домом, а муж «расслабляется». А если жена пытается привлечь его к каким-то делам, то только раздражает его…
– К такому мужу надо относиться как к болящему. Вслух это никогда не произносить, но понимать для себя. Сейчас 90% людей рождается с хроническим болезнями.
– Но как сохранить для детей правильный образ отца, как самой это выдержать? Ребенок видит, что отец все время лежит… Как это объяснить детям?
– Ничего объяснять не надо. У Василия Белова есть рассказ «Лад», там папа – полный дебил и олигофрен (он заболел психическим заболеванием и ничего не понимал), но отношение к нему было, как к главе семьи. Сейчас инфантилизм – тоже тяжелая вирусная болезнь. Все начинается с инфантильного и женоподобного воспитания, в итоге человек привыкает расслабляться, потому что мужественности нет, он ее никогда не видел, никто ее не взрастил, даже такой цели не ставил, а в 30 или 40 лет уже поздно перевоспитывать.
Надо смотреть в оба, прежде чем соединять свою жизнь с каким-то человеком. Очень мощный фактор – это родовой грех, который идет из поколения в поколение: вы туда загляните – и окажется, что ничего нового. У меня бабуля была сибирячка. Когда она видела молодого человека, то спрашивала: «Ты какой родовы?» Я ей говорю: «Бабуля, так неприлично, ты человека первый раз видишь и сразу про родову спрашиваешь». А она: «Так то – самое главное». И действительно, если заглянуть в род, то окажется, что это родовая болезнь. Почти не бывает так, что и дед, и отец были мужественными, а у них такой калека уродился.
С другой стороны, достался калека – многие и на войне страдали, что ж делать… В каждом храме есть больные, немощные. Церковь молится за них, службу совершает. Есть ли такая вещь, которая Господу Богу не под силу? Можем ли мы, если искренне молимся, со слезами, с плачем, понимая, что мы не в состоянии такого человека поднять с дивана – никакого крана подъемного не хватит, – возложить эту печаль на Господа? А Господь может все.
– Подайте в нескольких монастырях, храмах записки на Неусыпаемую Псалтирь – как за покойников молятся – ведь он духовно умер. Святые отцы говорили: пора вместо упокойника нести в храм. Достаточно несколько грехов совершить, не раскаяться, – и мы теряем благодать, становимся покойниками. И встает очень тяжелая задача – фактически воскрешение мертвого, он умер для духовной, семейной жизни.
В YouTube есть фильм
«Клиническая смерть дьякона Сергия» – очень поучительная вещь. Часа два главный герой дает интервью, это наш с вами современник, он жив, с ним поговорить можно. Он еще был молодым человеком, когда его постигла непонятная тяжкая болезнь. Его так долго оформляли в больнице, что он скончался. Его отнесли в палату, положили на кровать, он отошел по нужде, потом подходит – на его койке какой-то мужик, начал его трясти – а его рука проходит сквозь тело, сквозь кровать, хотел посмотреть сверху и поднялся до потолка. Он понял, что он уже в другом состоянии, что-то с ним произошло – все его перемещения осуществляются с помощью мысли, начал кричать – а никто его не слышит. Он поднялся от земли, и ему было открыто множество грехов нераскаянных. Хотя, казалось бы, не такие мы и грешные, да еще каемся.
И все его грехи были представлены в виде камней: маленький грех – маленький камень, большой – большой камень. Человек этот оказался в пустыне и увидел, что его грехи составили гору примерно 100 метров высотой и 300 метров шириной. И было наказание у него – камни эти перетирать в песок. Они были очень твердые, он взмолился и стал просить Ангела Хранителя: «Мне и тысячу лет не хватит все это перетереть, может, другое задание дадите?» Тот отвечает: «Попробуй покричи, попроси Бога, чтобы заменили чем-нибудь другим». И он долго кричал, наконец сверху раздался раскат грома: «Верните его на землю на покаяние».
И ведь все скорби нашей жизни – это тоже перетирание грехов наших. Если бы мы еще и с этой стороны увидели наши жизненные обстоятельства: не все плохие окружающие – это по нашим грехам Господь послал такие условия…
А тому человеку была дана установка: как вернешься на землю – людям расскажи, что ты здесь видел. Он говорит: меня за сумасшедшего примут, кто мне поверит, что здесь такое происходит? А ты, говорят, не переживай – в Америке, в таком-то штате, в университете есть профессор, который всех, кто здесь был, до тебя уже описал, и по его рассказам уже кино сняли.
И этот человек тоже очень подробно описал, как его 14 Ангелов сопровождали обратно. Вот он увидел город, потом больницу, потом палату – его подвели к этой кровати, говорят: залезай. Он смотрел на это тело – холодное, бездыханное. Нет, говорит, не полезу. А один Ангел поддал ему, и он как шарик вошел.
Я таких людей сам лично знаю – у них другая цена жизни: когда они возвращаются, на диване уже не могут лежать. Человек понимает, что ему придется отвечать и как мужу, и как работнику. Наша работа – это ведь тоже послушание перед Богом.
– Это – исключительные случаи. А что все-таки делать обычной женщине, у которой муж лежит на диване?
– Была такая жена Феофания – жена византийского императора Льва VI Мудрого, у нее муж не на диване лежал – он был большим развратником и иконоборцем, еретиком. А она обладала такой кротостью, что все терпела. Он приходил – она его встречала, кормила, ублажала, все супружеские обязанности исполняла. Когда она скончалась, ее мощи оказались нетленными, она причислена к лику святых. Муж-еретик погиб, она за него молилась, но не могла его из геенны вытащить. Но он не стал образцом для нее и для детей.
Моника – пример христианки для современных женщин. Она не только была матерью блаженного Августина, но и женой язычника, который пил, гулял, дрался, то есть вел жизнь, из-за которой современная жена на развод подала бы немедленно. А она – нет. Она приняла крест потерпеть такого мужа.
У вас хоть на диване тихо лежит, а тот уж лучше бы и не приходил. И она его вымолила, он принял Крещение, стал христианином, перестал пить, гулять и закончил свою жизнь благочестивым христианином. А сын, видя, как отец живет (страсти же передавались, вспомните исповедь блаженного Августина: он и блудом занимался, и в ересь впадал), по молитвам Моники, из мальчика, который с самого детства был склонен к тяжким грехам, стал великим учителем Церкви. Он написал два десятка томов и прожил великую жизнь. Но он таким святым не родился, его мать вымолила тихой кроткой молитвой, при этом она не могла ему ничего говорить, потому что он ее не слушал.
В ситуации, когда нас не слушают, у нас есть два «атомных» оружия – молитва и творение добрых помыслов. Когда мы творим добрые помыслы о другом человеке, у него крылья вырастают, ему очень легко подняться, а когда осуждаем – мы его в грязь втаптываем.
Учение о творении добрых помыслов сформулировал святитель Тихон Задонский, более подробно его изложил старец Паисий Святогорец.
– А в чем заключаются добрые помыслы?
– Приведу такой пример. Приходит ко мне один муж. «Батюшка, – говорит, – благословите развестись с женой, терпеть невозможно, только переступаю порог – все время кричит». «А ты?» – спрашиваю. «Я минут 10–15 могу потерпеть, а потом то врежешь, то накричишь». – «Давай попробуем таким образом: она кричит, а ты в спокойном состоянии ее обними, поцелуй, скажи ласковые слова, какие она любит». – «Я вообще таких слов не знаю». – «Возьми словарь, выпиши 10 ласковых слов, заучи и говори ласковым тихим голосом или даже не говори, а думай – и она перестанет».
Я несколько раз такой эксперимент проводил, и все на свои места вставало. Приходит через месяц – все хорошо, все наладилось. «Бывает, кричит она, а потом говорит: ну что ты медлишь, давай обнимай меня, целуй».
Для чего Господь создал Адама и Еву? У мужчины психика более спокойная, уравновешенная. У Евы ум более гибкий, подвижный, жизнь более эмоциональная. «Как бы мне, рябине, к дубу перебраться» – то есть опору какую-то найти, чтобы эти вспышки эмоциональные гасить миром, молитвой, добрыми помыслами.
Ведь ребеночек кричит, а мама его берет в охапочку, целует – «мой хороший», разными ласковыми словами проявляет к нему любовь, может просто обнимает его и творит добрые помыслы – все равно он самый лучший, вне критики, чтобы он ни сделал.
Господь дал одним – хороших мужей, а мне такого – в наказанье, как крест, и придется каждый день распинаться, может быть действительно очень трудно, но терпеть.
Можно принять этот крест безропотно, с добрыми помыслами, а в добрых помыслах видится Спаситель – не как удобно, а как мирно – пусть пострадает какой-то порядок, но будет мир. Главное дело супруги – чтобы был мир в доме.
– А как все-таки ребенка воспитывать при таком папе?
– Есть такой апокриф. Был подвижник в монастыре – Макарий Великий, который достиг такой святости, что в Великий пост не мог ничего вкушать. А когда молился, поднимался над землей, и была такая благодать у него, так ему радостно было жить на земле, что он как-то воскликнул: «Господи, а есть ли еще хоть один человек на земле, который испытывает такую же благодать?» Ангел ответил: «Да, есть, и он еще выше и ближе перед Богом». «Как так? Я с утра до вечера молюсь, пощусь, и есть еще выше меня?» – удивился Макарий. «Поди в Александрию – там есть две жены, они перед Богом еще выше, и они еще большую благодать стяжали», – ответил Ангел.
Макарий побежал и что увидел? Мужья несовершенные – с руганью, бранью. Господь не дал этим женам совершенных мужей. Но чем они пред Богом стяжали такую великую благодать – так тем, что у них в семье ни разу не было скандала. У них был такой мир в душе, что дети тоже были мирные, и мужья примирялись. Жена – это мироносица, самое главное дело жены – сохранять мир в своем сердце, в своей семье. Так устроено: если муж неверующий, он спасается женой верующей. Если один из двух будет жить по-православному, в мире, с Богом, то конфликта не произойдет, семья выправится.
Мир у нас сейчас, конечно, тяжелый. Прежде чем что-то делать, думают: а что я с этого буду иметь, в чем моя выгода? Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что в последние времена все до единого будут находиться в тяжком эгоизме, это превратится в раковую опухоль человечества. Но тем не менее Господь даст благодать людям высшую, чем древним подвижникам. Если человек будет нести крест жертвенный, будет жить для детей, для супруга – свои обязанности станет выполнять, то Господь даст ему благодать выше, чем у Макария Великого.
Со стороны Господа рука всегда протянута, надо только ухватиться. Есть такой «Царев завет» – святителя Николая Сербского, который он вложил в уста сербского князя Лазаря. Турки князя пленили, хотели казнить, привязали к дереву. И вот к нему Ангел Хранитель прилетает и говорит: проси у Бога что хочешь, все исполнит. Он начал думать – чего просить: чтобы победу одержали? жизнь сохранить? Потом запутался и сам спросил Ангела: «А что я должен просить?» Тот говорит: «Проси у Бога две вещи. Первая – чтобы Господь простил все твои грехи. И второе – чтобы Господь дал тебе благодать». Не только в делах, но и в мыслях. Это две фундаментальные просьбы, с которыми мы должны обращаться к Господу.
«Господи, дай мне благодать, чтобы у меня была малая церковь, чтобы по благодати я смогла бы помочь своему мужу, воспитать детей по-христиански». И сто процентов – что вы просите, то и получите от Бога. Может быть, не сразу, но если искренне, от сердца умолять – так и будет.
Кстати, весь подвиг воспитания состоит как раз в предстоянии пред Богом. Если бы мы могли все время благословляться у Бога: «Господи, благослови меня ни на кого не раздражаться, прости мне мою вспыльчивость, гневливость. Господи, благослови меня весь день прожить спокойно, ни на кого не гневаться и не кричать». Можно попросить совсем фантастическую вещь: «Господи, помоги мне весь день никого не осуждать».
Мы тут были с одним епископом в Италии, собрались на обычную трапезу после службы. Люди все очень духовные, хорошие – батюшки, матушки. Но как кто ни начнет говорить – все поносит – то итальянцев, то швейцарцев. А владыка сидел, сидел, да как стукнет кулаком по столу: «Прекратите! Чтобы до захода солнца ни одного осуждения не было!» Проходит несколько минут – все опять. Он снова по столу: «Солнце еще не зашло!» Это люди духовной жизни – не могут сдержаться!
Святой праведный Иоанн Кронштадтский – исцелял болезни, прозорливость у него была, духовность, к нему мешками приходили письма со всего мира на разных языках, даже от людей другой веры или неверующих, он их вывалил на Престол, возносил руки: «Господи, прими просьбы этих людей!» И те получали просимое (а у нас все бегают – прочитали мою записку или нет?). И он написал труд, который особняком стоит в духовной письменности – «Моя жизнь во Христе». Удивительно откровенно. Сейчас вышло 17 томов этих дневников. Я советую перед утренними и вечерними молитвами их читать – буквально несколько строк, они, бывают, так цепляют за сердце, что молитва после этого становится очень живой. Перед молитвой сердце нужно разогревать, как мотор у машины.
И что же он пишет в этих дневниках?
Спал он мало, 3–4 часа, с открытым окном, каждый день служил литургию. По-другому не мог. И вот он подходит к собору – сидит женщина, просит милостыню, вся оборванная, грязная. Он думает: «Сколько мимо тебя людей проходит, неужели не можешь привести себя в порядок – одеться, помыться!» Даже не осуждал, а рассуждал. И почувствовал, что потерял благодать, на него навалились худые помыслы. Тогда он встал на колени перед Божией Матерью: «Прости, что я осудил эту нищенку, может быть, она Христа ради юродивая». И начал всячески ее оправдывать. Это к вопросу о том, что такое добрые помыслы. Оправдать и пожалеть – вот их суть. И отец Иоанн почувствовал, что благодать к нему вернулась, страсти отошли.
Величайший из святых нашего времени, оказывается, грешил каждую минуту смертным грехом осуждения. Но у него было такое духовное зрение, что он сразу же начинал каяться – хватал себя на месте преступления и просил благодати: «Господи, дай мне благодать не осуждать, не гневаться на этого человека».
Господи, дай мне благодать творить добрые помыслы и жалеть всех людей!
Вот такая жизнь по благодати, жизнь о Христе.
Источник: Православный портал духовно-нравственной культуры ПОКРОВ.