Больница. Операционная. Стол. Над ним уже светят яркие лампы. Стерильно. Лежат в полном порядке хирургические инструменты. Бинты, лекарства, зажимы, скальпели, халаты, маски, перчатки...
На каталке ввозят больного пациента, перекладывают на операционный стол. Анестезиолог, реаниматолог, медсестры — все готовы к операции. Ждут хирурга. И пока он не придет, самый главный в этот момент, ничего не начнется. Без хирурга ничего не пригодится. Ни остальной медперсонал, ни зажимы и скальпели, которые останутся лежать мертвым грузом и не принесут больному никакой пользы.
То же самое и со всей остальной больницей. Без врачей она бесполезна как лечебное учреждение. Врачи есть разные, и добрые, и злые. Но без них нельзя.
Поэтому важна и законность самой больницы, например, имеет ли она гослицензию или это шарашкина контора со сборищем аферистов и шарлатанов, как часто сейчас бывает.
Все это присуще и духовной жизни. Только в ней затрагиваются куда более важные вопросы, чем здоровье бренного тела. Ведь речь идет о наших перспективах в вечности.
А значит еще более необходимо понимать куда, зачем и к кому мы идем за излечением душевных болезней.
Для православных людей Церковь - это единственная больница для души. Единственный и главный Учредитель и Врач в ней - Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос.
Без Него Церковь не может быть Церковью. Он ее основал 2000 лет назад, учредил и поставил в ней законных предстоятелей и врачевателей, сначала апостолов, они — епископов и священников, через
которых Господь лечит и спасает наши души Им же установленными духовными лекарствами — таинствами. Священное Писание, храмы, молитва, исповедь, причастие, заповеди и т. д. Все это инструменты для богослужения и спасения, через которые в нас входит сам Бог своей благодатью. Поэтому без Церкви и нет спасения.
Не священники сами по себе лечат и спасают, не молитва, не причастие, не храм, не исповедь, не добрые дела спасают и лечат, а Бог через них. Только Он.
Поэтому мы не можем ничего и никого вымолить. Мы можем молиться, и Бог слышит, входит в нашу жизнь и помогает так, как для нас лучше.
Священство молится в алтаре и Бог таинственно соединяется с хлебом и вином. Только тогда они становятся Телом и Кровью. И мы их причащаемся. Поэтому без священства невозможно совершить священнодействие. И не важно, какой священник — хороший или плохой. Он поставлен для совершения того, чего другие сделать не могут. А личные качества — это уже другой вопрос.
Мы молимся, каемся, исповедуемся, заставляем себя совершать добрые дела, чтобы открыть двери своей души для Бога и Он видя наше желание и старания, входит в нас, очищая от скверны, излечивает и спасает. Только так и никак иначе. Все это есть в церковном учении.
Поэтому никто сам по себе не может основать и учредить Церковь. Она уже есть и другой быть не может.
Мы можем делать, строить, утверждать все что угодно, но если в наших делах, словах и творениях не будет Бога, то все это тщета и суета.
Поэтому жизненно важно быть в Церкви. И смертельно опасно быть вне ее.
Мы грешные люди. Мы спорим, ругаемся, критикуем друг друга, священство и священноначалие и даже всю Церковь. Выражаем свое отношение к чему-то. Не потому что так надо, а потому что мы грешны. Мы горделивы, самолюбивы и разны. Об этом предупреждали апостолы. Не одобряли, но предупреждали, что так будет.
«Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:19).
Поэтому нам может кто-то или что-то не нравиться в каком-то храме или во всей Церкви. Но это не повод покидать ее.
Потому что другой нет. И создать другую невозможно. Церковь это мы и есть. Она для нас и создана. Но еще и Бог. Главное — Бог. Поэтому несмотря на все наши недостатки и грехи, Божией силой она существует и незыблемо стоит и будет стоять до скончания веков. И в ней находятся все инструменты спасения. И весь смысл жизни человеческой находится в Боге и Церкви. И другого в вечности не будет. Кроме одного места, где Бога нет и Церкви нет, а значит нет любви и счастья.
Диакон Олег Рыжков.
Православный сборник для всех «ДУША».