Об уроках Великого четверга и Великой пятницы размышляет протоиерей Александр Балыбердин, благочинный церквей города Кирова.
"Я воспринимаю Страстную седмицу как единое целое, неразделенное на части время, путь, который предстоит пройти вместе со Христом и его учениками – от Входа Господня в Иерусалим до Светлого Христова Воскресения, и который лежит через предательство, суд и Голгофу.
При этом нельзя не заметить, не обратить внимание на то, что все эти поистине Великие дни окрашены трагическим непониманием Христа, которое проявляют не только власти предержащие, но и простые жители Иерусалима.
Они встречают входящего в город Спасителя, ожидая от него не подвига любви, а новых чудес и исцелений, прекращения римской оккупации, возрождения могущества еврейского государства, различных мирских благ – всего, что люди ожидают от земного царя.
Сын Божий входит в Иерусалим, чтобы творить волю Бога Отца, но людям нет дела до Божьего, им хочется своего и желательно побыстрее. Поэтому спустя всего несколько дней, когда жители Иерусалима не получат того, чего жаждали, настроение многих из них так разительно переменится, что они будут требовать распятия Того, Кто не оправдал их, даже не надежд, а похотей.
Евангелисты свидетельствуют, что даже ближайшие ученики Христовы – апостолы – не всегда понимали Учителя. В этом отношении особенно показателен Великий четверг, когда мы вспоминаем Тайную вечерю, во время которой Бог, ставший Человеком, беседовал с людьми, называя их друзьями.
Причем, беседовал откровенно, уже не в притчах, а прямо открывая им Замысел Бога Отца о спасении мира. Ни до, ни после этого ничего подобного в человеческой истории не было.
Разве не трагично, что сегодня, когда уже давно никто не осудит за посещение храма, мы не всегда находим время и возможность прийти на службу Великого четверга, чтобы стать свидетелями, сопричастниками этой удивительной беседы?
Когда же наступает Великая пятница, мы видим, как, настаивая на своем, добиваясь своего, враги Христовы загораются к Нему такой лютой ненавистью, что уже поистине «не ведают, что творят».
В этот день, присутствуя в храме за богослужением, невольно ловишь себя на мысли – если бы мне было суждено жить в эти дни в Иерусалиме, то где и с кем бы я был?
При этом, что немаловажно, все описанные евангелистами беззакония творят вовсе не атеисты, а люди верующие, исполняющие предписания своей религии с таким усердием, которое многим из нас и не снилось.
Поэтому, на мой взгляд, так важно понять, осознать произошедшую с ними трагедию – не ради осуждения, а чтобы она не повторилась с нами.
Случается, что, даже придя из мира в Церковь и став прихожанами, мы по-прежнему ищем не Божьего, а своего – здоровья, успеха, благополучия, статуса, положения, а когда не получаем, обижаемся: «Я молился, я просил, я на колени вставал, я постился, я купил самые большие свечи. Почему Бог не дал мне то, о чем я просил?»
Собственно, в этом нет ничего нового. Когда-то точно так же разгневались на Сына Божия жители Иерусалима, когда не получили то, чего хотели от Него получить. И в итоге все изменили своему призванию – ученик стал предателем, суд превратился в судилище, воины – в мучителей, религиозные вожди – в богоборцев, и даже проходящие мимо Голгофы горожане вели себя постыдно и низко, издеваясь над Распятым.
Возможно, один из главных уроков Страстной седмицы состоит именно в том, что настоящее – не наше, а Божие. Поэтому, если ты хочешь состояться как настоящий человек, искать надо не своего, а Божия.
Поскольку же Бог есть любовь (Ин. 4, 8), то самый прямой путь к настоящему – это путь любви к Богу и ближнему, без которой все, к чему мы причастны, к чему мы прикасаемся – в приходской, личной, профессиональной или творческой жизни – становится ненастоящим, подделкой.
При этом далеко за примерами ходить не надо. Сходите в поликлинику, попробуйте получить лекарство или попасть на прием, и вы увидите, что какие бы нововведения не придумывали «умные люди наверху», но без любви все это превращается в мучения для простых людей.
Или загляните в школу, которую в апреле уже трясет, потому что скоро ЕГЭ, и все усилия администрации и учителей сосредоточены на том, как бы ученикам, а заодно и школе, получить побольше баллов. Успех любой ценой! Какая уж тут воспитательная работа? Тем более – любовь к Богу и ближнему.
Но если больница не лечит, а школа не воспитывает, это означает, что они стали ненастоящими. Или обратите внимание, как некоторые СМИ говорят о Православии – в конце выпуска новостей, перед анонсом очередного боевика.
При этом у зрителя складывается впечатление, что христианство – это когда люди ходят за вербами, набирают крещенскую воду или купаются в проруби. Такое вот «христианство» без Христа. Но разве такое возможно?
Словно отвечая на все эти вопросы, Страстная седмица свидетельствует, что в христианстве нам дороже всего именно Христос, Сын Божий, без Которого все становится ненастоящим, подделкой. В том числе религия, когда люди превращают ее в искание своего и заставляют служить своим интересам, вместо того, чтобы искать Божией правды и Божией любви.
Поэтому, чтобы наша жизнь не оказалась подделкой, она должна стать жизнью во Христе, с любовью к Богу и ближнему, которая всё делает настоящим, и без которой всё и сам человек превращается в
ничто (1 Кор. 13, 2)".
Источник: "Православие и мир".