Бросил английский — родители сходят с ума. А если ушел из Церкви — «он уже вырос».
«Трагедия для любого священника — крестить младенца, который никогда больше не переступит порог храма. Берешь его на руки, погружаешь в купель во имя Святой Троицы, чтобы больше не увидеть ни разу в жизни. И внутренние слезы душат тебя: “Почему?”»
Есть такие родители, которые крестят ребенка просто для того, чтобы дать ему имя. Им нет дела до его духовного роста и спасения. Музыка, танцы, иностранные языки — все это окружает детей с младенчества, но о Царствии Небесном и спасении души они не слышат ни слова. Мы рожаем и затем растим ребенка, как какую-то вещь, давая ему фактически сорняки вместо Хлеба жизни.
Некоторые родители сходят с ума, стоит ребенку бросить английский или баскетбол, но если он перестает ходить в храм и причащаться — ничего страшного, даже можно услышать: «Он уже большой, вырос, в Церкви ему делать нечего!» А случись что — тут же: «Господи, помилуй! Что с моим ребенком?!»
Большинство родителей слышать не хотят о Церкви. «Ты что, попом стать хочешь? Нечего туда так часто ходить! Батюшка, вы нам из него монаха сделаете…»
Особенно сложно все у отцов. Им почему-то кажется, что в церковь должны ходить одни женщины. «Отстань ты от меня со своими постами! Пусть мать тебе расскажет…»
При этом ребенка исподволь приучают к мысли, что грех — это какая-то молодецкая удаль. Такие папы математически точно рассчитывают путь своих сыновей в погибель: «Будь мужчиной! Встречайся со многими женщинами, отец плохого не посоветует!» А потом мы удивляемся, куда катится современное общество. Ведь преступниками не становятся за один день — их личность формируется в течение многих лет, за которые опустошается душа.
Хочешь такого своему ребенку? Тогда просто скажи ему, что мир вокруг — важнее Христа, и считай, верное направление в пропасть уже задано.
А бывает, что родители водят детей в храм до семи-восьми лет, а потом пропадают. Причем к Чаше подходят только дети — словно Господь был распят и воскрес не за всех людей, а только для младенцев.
Родители думают, будто Причастие существует для того, чтобы добрый Боженька охранял их деток — поэтому сами они или вовсе не причащаются, или ограничиваются Рождеством да Пасхой, подходя к Чаше без исповеди, так, «для здоровья».
Это по-настоящему страшно: ребенок приобщается Христу, а родители стоят рядом, безучастные и безразличные. А малыш, отойдя от Чаши и вновь оказавшись в отцовских объятиях, недоумевает: «Папа, а ты почему не причастился? Разве к тебе не пришел Христос?» Правда, страшно. Потому что Господь говорит с родителями устами детей.
Пора понять, что Церковь — не то место, где заключаются сделки с неким сверхъестественным существом, к которому мы обращаемся исключительно с просьбой быть здоровыми и которое в обычной жизни для нас не существует. Подрастая, ребенок понимает всю лживость такой позиции и подростком начинает ей противиться — кстати, абсолютно правильно делает.
Жизнь с Богом — это связь, которую ребенок должен видеть у своих родителей. В противном случае, он будет воспринимать Церковь как какое-то античное святилище, где царит культ существа, не имеющего ничего общего с настоящей жизнью.
Будем показывать детям Божественную истину и жизнь в Церкви не только на словах! Будем на деле причастными Богу и исповедовать Его своей жизнью.
Святой Иоанн Златоуст учит, что родители непременно будут держать ответ за своих детей перед Богом. Это очень серьезно. Мы забываем о том, что цель деторождения — это помочь ребенку стать святым, а не просто продолжение рода.
Дорогие родители, помолитесь вместе со своими детьми, расскажите им о Царствии Небесном, о спасении души. Отбросьте земную суету — все это сорняки, которые рано или поздно превратятся в пыль. Просите Бога и Пресвятую Богородицу спасти души ваших детей.
Нужно стремиться не к тому, чтобы увидеть своего ребенка на общественном пьедестале и гордиться его талантами, а чтобы он стал «звездой» в Царствии Небесном, то есть в вечности.
БОГОНОСЦЫ. Священник Спиридон Скутис. Перевод Елизаветы Терентьевой.