Для многих людей интернет — совсем не то, чему можно доверять. И факты там с ошибками, и «ники» вместо имен, и пустая болтовня вместо полноценного общения. Но жизнь гораздо богаче любых стереотипов. Кто ищет — тот всегда найдет. Даже во «всемирной паутине».
Меня крестили, когда мне было три года. Это была бабушкина инициатива. Потом мы вместе ходили в церковь, она читала мне Библию и учила молиться. Но когда мне было лет пять, я увидела роспись на стене храма, живописующую адские муки. Помню, ужасно испугалась и решила, что надо всеми способами этого избежать. Бабушка объяснила, что в ад попадают за грехи, а я понимала, что быть всегда хорошей у меня не получится. Поэтому решила в загробную жизнь, на всякий случай, не верить.
Но уже с детства меня не покидало ощущение, что земное, бытовое и каждодневное — это «не по-настоящему». В подростковом возрасте к этому добавились обостренная рефлексия, любознательность и постоянные поиски смысла жизни. Источниками познания становились книги, философские теории, общение с другими людьми, позволяющее понять их опыт. Я увлекалась очередной теорией, окунаясь в нее с головой, но быстро разочаровывалась: опять не то, не мое.
К 18 годам эта внутренняя изменчивость стала для меня настоящей проблемой, я осознавала себя эксцентричным, непрерывно меняющимся существом, при этом не вполне разумным. Меня захватила навязчивая идея «возвращения к себе». Я пыталась мучительно осознать: что я за человек на самом деле, что во мне настоящее и что наносное, какой жизненный путь я выбираю? Но это был поиск вне веры: религия казалась мне лишь набором моральных установок, имеющих значение для развития культуры, но не для меня лично.
Однажды я случайно попала в церковь. Мы с приятелем в то время заинтересовались церковным искусством и зашли взглянуть на иконы. Я исподтишка рассматривала людей в храме и пыталась понять: что они делают, во что верят. А спустя какое-то время пришла снова: поставить свечку, подумать о серьезном. И вдруг поняла, что Бог меня примет любой, мне не нужно ничего из себя изображать, доказывать. Я удивилась этой мысли и попыталась разобраться, неужели именно здесь та, всегда мной желанная реальность? А потом осознала: если я так долго, уже на протяжении нескольких месяцев, стараюсь понять, верю в Бога или нет, то, наверное, все-таки — верю…
Теперь логично было бы сделать следующий шаг — подойти к священнику. Православных знакомых у меня не было, разве что кто-то из преподавателей в институте, но мысль о том, чтобы навязываться им со своими вопросами, я отмела практически сразу. Было очень трудно проговорить вслух то, что и внутри себя было сформулировано не до конца. Зато на работе был интернет, и однажды я решила в строку поисковой программы ввести что-то из тех вопросов, которые меня волновали.
Результат превзошел ожидания. Православный интернет оказался не только источником самой разнообразной информации, но и средством общения. Сначала я чувствовала свою полную чуждость этому новому миру, но вместе с тем — растущий интерес. На молодежном православном форуме я вглядывалась в фотографии участников, пытаясь понять, насколько же серьезна их вера. Постепенно включилась в обсуждения, проверяя себя: вдруг и это надоест?
В этом виртуальном общении меня приятно удивило то, что люди здесь называли не «ники», а свои настоящие имена и фамилии. И фотографии были настоящие. Это было непривычно — быть собой, а не набором придуманных характеристик и стилей, чем часто отличаются интернет-персонажи. Меня завораживало разнообразие людей и мнений. Что-то очень важное объединяло участников разговора. Хотелось разобраться, что общего у блестяще образованных молодых людей и у ребят, которые пишут односложными предложениями с грамматическими ошибками? Почему им интересно общаться? И нет в их разговорах напускной елейности, а напротив — современный, простой, иногда острый язык.
Постепенно я начала понимать, что вера оказывает на человека совсем иное влияние, чем любое мировоззрение, философия, идеология. Вера пронизывает каждый день, поступок, слово. Поначалу было странно видеть в каждой строчке какого-нибудь «юзера» цитаты из Священного Писания или святоотеческой литературы. Но все это самым естественным образом, очень искренне присутствовало в жизни вот этих самых девушки или юноши. И не было ничего, что делало бы этот мир очередной субкультурой.
Мой виртуальный круг общения расширялся, и вопросов для обсуждения появлялось все больше. Православный интернет занимал основную часть моего времени и мыслей. Он стал для меня неисчерпаемым источником информации. Я узнала о возможном разочаровании при встрече с «суровыми старушками» (в реальности ни разу их не встретила). Меня предупредили о случающемся невнимании священников (хотя я потратила столько времени на изучение аспектов церковной жизни, что у реального батюшки мне и спросить было поначалу нечего). Что такое «синдром неофита» я знала задолго до его появления в моей жизни. Долгая переписка с внутриправославным сектантом привила навыки ведения дискуссии. Я стала понимать разницу между той свободой, которая всегда чувствуется у православного человека, и узостью «религии», которую кто-то придумал сам для себя.
Полгода я усердно и методично поглощала информацию. Увы, при этом теория на несколько шагов опережала практику, поэтому в церковь я ходила нечасто. А о воцерковленных знакомых могла только мечтать, проводя часы на православных форумах. Но Господь не допустил, чтобы я осталась теоретиком, и однажды я наткнулась на объявление о встречах православного молодежного клуба. Информации на сайте было очень мало. Решила сходить туда сама. Через какое-то время я осознала, что уже не представляю себе жизни без общения с этими людьми, без живого присутствия Бога, неумелой моей молитвы. Наконец-то ощутила, что это именно я сама (а не что-то внешнее, внушенное мне) говорю, думаю и чувствую. Я знала, что мне предстоит и душевный подъем, и уныние, но никакая информация уже не могла заменить мне собственного опыта.
Мне захотелось, чтобы и работа, и учеба — все было связано с тем, что стало центром жизни. Так я начала заниматься православной журналистикой, участвовать в мероприятиях православного клуба, потом и в городских делах. Чтобы систематизировать знания, стала посещать богословские курсы. Мои интересы в православном интернете не уменьшились, и недавно, сортируя статьи, которые я собираю на своем компьютере, я вдруг поняла, как много Бог мне дал через этот, такой привычный для меня и такой необычный, с точки зрения православной традиции, источник. И меня заполнило чувство благодарности…
Полина Колозариди, Томск.
Источник: Фома.ру.