Правда ли, что все святые были нищими или презирали работу за деньги? Жития святых показывают, что это не так. Они не только постоянно трудились, стремясь обеспечить себя и помочь ближнему, но и умели «вкладывать» заработанные деньги так, что неизменно получали огромную «прибыль». А один святой даже открыл компанию с многомиллионным оборотом.
Профессия: ремесленник
Этот апостол должен был стать раввином, то есть получить право возглавлять общину верующих и толковать Библию. Однако по иудейскому закону раввин не мог брать деньги за обучение Торе, поэтому, чтобы обеспечить себя, ему пришлось научиться шить палатки. Это ремесло пригодилось
апостолу Павлу и после его обращения в христианство. Начав проповедовать Евангелие, он продолжал делать палатки на продажу, чтобы не быть обузой для христианских общин, о чем сам писал в одном из своих посланий:
Ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас (2 Фес 3:7–8).
Так же поступали и первые монахи-отшельники. Своими руками они плели циновки, корзины и другую утварь на продажу. Так жили
Антоний Великий, Макарий Великий, авва Агафон, авва Пимен и многие другие.
Рукоделие вообще всегда было частью жизни аскетов. Оно воспринималось не только как способ заработать и помочь нищим, но и как важнейшая практика, дисциплинирующая отшельника. Ведь самым тяжелым испытанием для пустынножителей было уныние, сами аскеты называли его «полуденным бесом». Считалось, что только постоянный труд и молитва могут побороть эту гнетущую подавленность и вернуть состояние духовной бодрости.
В «Древнем патерике» есть история о том, как один инок, испытывая душевный дискомфорт из-за того, что ему приходилось продавать изготовленные им корзины, решил поделиться своими сомнениями с аввой Пистимоном. Тот выслушал жалобу и сказал: «И авва Сисой, и другие продавали свои рукоделья — в этом вреда нет, но когда ты продаешь, сразу назначь цену вещи; а после в твоей воле будет, если захочешь, немного сбавить цены. Таким образом ты будешь спокоен». Но инок решил уточнить: «Если я имею все нужное для себя, откуда бы то ни было, то велишь ли заниматься рукоделием?» «Хотя бы ты имел все нужное, не оставляй своего рукоделия. Делай, сколько можешь, только не возмущаясь», — ответил ему авва.
Профессия: фандрайзер
Этот святой родился в знатной и богатой семье, получил самое лучшее по тогдашним меркам образование и мог сделать блестящую светскую карьеру и жить, ни в чем не нуждаясь. Но он предпочел стать монахом. Со временем он стал и епископом, да таким, что и для многих сегодняшних пастырей его служение — недосягаемый эталон. Между тем одной из черт его характера, казалось бы, несовместимой с возвышенной духовной жизнью, была невероятная предприимчивость. Огромные финансовые потоки благодаря его организационным способностям направлялись на дела милосердия.
Действительно,
святителя Василия Великого без преувеличения можно назвать одним из самых выдающихся благотворителей в истории Церкви. Деньги, попадавшие в его руки, тут же «вкладывались» туда, где они практически моментально приносили колоссальную «прибыль».
Так, когда в середине IV века на территории Каппадокии разразился голод, святой Василий, будучи еще простым священником, быстро организовал бесплатные столовые и лечебницы, где оказывалась вся возможная помощь голодающим.
Естественно, для создания такой инфраструктуры нужны были большие деньги. Что-то удалось выручить от продажи святителем Василием фамильного имения. А чтобы набрать недостающее, ему пришлось убеждать состоятельных людей (иногда в довольно жесткой форме) в том, что их помощь необходима, что им нужно осознать «общность человеческой природы» и свою нравственную ответственность перед теми, кто оказался в беде.
В итоге только благодаря энергичным действиям Василия Великого многие из голодающих остались в живых. И по-видимому, уже тогда в у святителя родилась мысль открыть свое «дело». В голове у него сложился целый проект – настолько масштабный, что, казалось, только императору под силу его реализовать.
Став архиепископом Кесарии Каппадокийской, святитель, продолжая помогать страждущим, начинает собирать деньги для постройки целого «города милосердия», который впоследствии получил название в честь своего основателя — «Василиада». На его создание пошли как личные средства святого, так и пожертвования, полученные им от благотворителей.
Некоторые чиновники тогда возмущались масштабом и дороговизной строительства, которое затеял епископ. В ответ тот в одном из своих писем правителю области Илии недоумевает: «Кому же делаем обиду, если строим пристанища странникам, бывающим здесь мимоходом и по немощи имеющим нужду в какой-нибудь услуге, или заводим необходимо к их успокоению ходящих за больными врачей, вьючных животных, проводников?»
Из этого письма мы, кстати, можем частично реконструировать устройство лечебницы «Василиада». Количество зданий в ней было равно количеству болезней, которые тогда были известны. И в каждом из них был свой штат.
Была там и своя «станция скорой помощи» — специальные конные повозки. По сути, это была первая — в современном смысле этого слова — больница в истории человеческой цивилизации.
Кроме того, на территории «Василиады» были церковь, дом клира и богадельня. А для бедных постояльцев — работный дом. Самого святителя, который по одному из своих семи образований был медиком, часто можно было увидеть промывающим раны больным.
Таким был
Василий Великий — организатор, предприниматель и, говоря современным языком, фандрайзер, то есть специалист по привлечению финансов в благотворительные проекты. А его личное отношение к деньгам хорошо иллюстрирует один эпизод.
Когда в Византийской империи к власти пришел правитель, сочувствовавший еретикам-арианам и активно их поддерживавший, многие архиереи, испугавшись преследований и заточения, пошли на компромисс с исповедовавшими лжеучения. Нетрудно догадаться, что одним из немногих, кто остался верен Никейскому Символу веры, был Василий Великий.
Когда же чиновник по имени Модест вызвал его к себе и стал склонять принять арианство — сначала увещеваниями, потом угрозой конфискации личного имущества, апелляцией к закону, требующему беспрекословного подчинения императору, и наконец, обещанием физической расправы, — святитель сказал ему: «Если ты отнимешь у меня имение, то и себя этим не обогатишь, и меня не сделаешь нищим. Полагаю, что тебе не нужны эти ветхие мои одежды и несколько книг, в которых заключается все мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни сошлют, будет мое. Лучше же сказать: везде место Божье, где ни буду “странником и пришельцем” (Пс 38:13). А мучения что могут сделать мне? — я так слаб, что разве только первый удар будет для меня чувствителен. Смерть же для меня — благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь и к Которому давно я стремлюсь».
Высокопоставленный чиновник, изумленный словами святого, передал их императору, и тот запретил впредь тревожить святителя.
Профессия: фермер
Этого святого можно назвать настоящим «олигархом» своего времени. Он был настолько богат, что сегодня наверняка попал бы в один из рейтингов журнала Forbes. В собственности
праведного Филарета Милостивого были обширные плодородные поля, виноградники, большие стада скота. В этом огромном хозяйстве было занято множество работников и слуг. А многодетная семья хозяина жила в достатке, счастье и согласии. Но была у этого богача одна «слабость» — никак он не мог удержаться от того, чтобы не дать кому-нибудь денег. Он был совершенно безотказным, помогал каждому, кто обращался к нему за помощью.
Но разразилась арабо-византийская война, и финансовому благополучию Филарета пришел конец. Армия неприятеля опустошила его земли, увела почти весь скот и всех рабов. Праведник перенес это испытание стоически и, несмотря ни на что, продолжал, чем мог, помогать страждущим. Из сострадания он отдал разоренным соседям, также пострадавшим от нашествия, двух оставшихся у него волов, коня и корову с теленком.
Конечно, домочадцы воспринимали все эти поступки святого без энтузиазма: жена постоянно бранила его за то, что он милостив к чужим, а о своих не печется. Но муж призывал ее набраться терпения, уверяя, что они не погибнут, что в тайнике у него зарыты сокровища, которые в случае крайней нужды можно будет откопать. И хотя он все это явно сочинил, «сокровища» действительно вскоре нашлись.
Когда наставник юного императора разослал по всей стране гонцов, чтобы те отыскали правителю достойную невесту, Филарет с великим радушием и гостеприимством принял одного из них у себя. Тот, видя, что хозяйский дом хоть и находится в запустении, был когда-то роскошным, а сам хозяин, хоть и беден, но ведет себя с тактом и благородством, выдающими аристократа, попросил показать ему своих внучек.
Вскоре старшая, Мария, стала женой императора. Сам Филарет был приглашен во дворец и принят там с почестями. Однако и вновь став богатым, он остался верен себе: немедленно велел приготовить роскошный пир, на который созвал нищих и калек со всей столицы. А перед самой своей кончиной повелел раздать все свое состояние бедным.
Профессия: бизнесмен
Этот святой без «стартового капитала» сумел открыть чрезвычайно прибыльный бизнес. Элегантно одетый, владеющий иностранными языками, то и дело разъезжающий по разным странам, он богател не для себя. Этот бизнесмен раздавал огромные суммы нуждающимся, принимал в своем доме больных и нищих и мечтал принять монашеский постриг.
Зарабатывать на хлеб Василий Муравьев — будущий
преподобный Серафим Вырицкий — вынужден был уже в десятилетнем возрасте: его семья потеряла единственного кормильца. Хорошо один односельчанин взялся отвезти мальчика в Санкт-Петербург и, может быть, даже вывести «в люди». Так, будущий святой получил место рассыльного в одной из лавок Гостиного двора.
С самого начала Василий зарекомендовал себя как исполнительный и старательный работник; постепенно ему начали давать все более ответственные поручения. Большую часть заработанных денег он отправлял своей матери, а свободное время проводил в храме или за чтением книг — его особенно интересовали исторические сочинения.
Через семь лет Василия повысили до старшего приказчика. Он стал первым заместителем и «правой рукой» владельца лавки. Такой стремительный карьерный рост для тех времен — случай из ряда вон выходящий. Обычно, чтобы занять такую должность, нужно было проработать не меньше десяти лет.
В 1889 году Василий Муравьев обвенчался с Ольгой Нетрониной и через несколько лет завел собственный бизнес — контору по заготовке и продаже пушнины. Дело быстро пошло в гору, товар шел в Германию, Францию, Австро-Венгрию, Англию, США. Василий и сам неоднократно ездил за границу в поисках новых партнеров и клиентов. Годовой доход его фирмы оценивали в 90 000 рублей — огромная сумма по тем временам.
Конечно, семья Муравьевых занималась благотворительностью, помогала храмам, монастырям и богадельням. У них была традиция: по большим церковным праздникам двери их дома открывались и для малоимущих устраивалось пышное застолье. Но после прихода к власти большевиков бизнес пришлось свернуть. Супруги по взаимному согласию решили принять монашеский постриг, пожертвовав все свое состояние нескольким монастырям.
Церковь знает и другого святого монаха-миллионера. До своего пострига
Иннокентий Сибиряков был успешным золотопромышленником. Родился он в Иркутске в очень состоятельной семье.
Получив колоссальное наследство, он стал активно заниматься благотворительностью: открывал библиотеки, помогал бедным получать образование, финансировал научные лаборатории, помогал монастырям, строил богадельни и больницы. На его деньги был возведен великолепный собор апостола Андрея Первозванного в Андреевском скиту на Афоне.
При этом Иннокентий не только не расточил богатство своих родителей, но и приумножил его. Перед тем как принять монашеский постриг на Афоне, он обладал состоянием уже не в 900 тысяч, а в десять миллионов рублей. 6 ноября 1901 года святой миллионер Иннокентий Сибиряков, пособоровавшись и причастившись, скончался схимником на Святой Горе. Он сразу стал местночтимым святым. Сейчас в Русской Православной Церкви рассматривается вопрос о его канонизации.
Профессия: руководитель фонда
Этот святой «зарабатывал» огромные деньги своей популярностью. Полученные средства он, правда, мог мгновенно потратить, так что и домой иной раз возвращался с пустыми карманами. Но денег все равно приходило так много, что святой сумел создать огромный и уникальный в своей роде фонд, благодаря которому тысячи людей смогли трудоустроиться.
Действительно, к прославившемуся еще при жизни на всю Российскую империю
праведному Иоанну Кронштадтскому отовсюду стекались пожертвования. И он их тут же раздавал. Побывавший в Кронштадте епископ Евдоким писал: «Из карманов, туго начиненных деньгами, он дает направо и налево, часто даже не справляясь с тем, сколько кому дал. По истине, левая рука не знает, что делает правая. Известны люди, которым он давал сразу свыше тысячи рублей».
Генерал Иванов-Луцевин был свидетелем того, как однажды к отцу Иоанну подошла бедная женщина с просьбой о помощи. Священник ответил ей, что у него ничего нет. В этот момент ему передали конверт с деньгами, и отец Иоанн отдал его страждущей. Потом оказалось, что в нем было 5000 рублей — сумма по тем временам огромная.
Однажды святой помог обратившимся к нему за помощью католикам: им нужен был колокол для костела, а Римо-католическая духовная коллегия на их запрос ответила молчанием. Отец Иоанн, не задумываясь, дал им столько, сколько было нужно, сказав: «Да славят они Бога». По свидетельствам современников, святой ежегодно раздавал около 150 тысяч рублей.
Нередко отец Иоанн, получив священническое жалование, приходил домой ни с чем, все раздав по дороге. Его супруге, матушке Елизавете, пришлось даже обратиться в епархию с просьбой, чтобы его жалование выдавали ей, а не мужу.
Всех благодеяний святого перечислить невозможно. Чего стоит один «Дом трудолюбия», открытый в Кронштадте в 1882 году. Это была первая организация в России, которая одновременно занималась трудоустройством, учебно-воспитательной работой и благотворительностью. Вне зависимости от вероисповедания каждый нуждающийся мог получить там помощь. В Доме были швейная и сапожная мастерские, бесплатная амбулаторная лечебница, бесплатная детская библиотека и много чего еще.
Конечно, чтобы воплотить в жизнь такой масштабный проект, нужно было обладать талантом организатора и деловой сметкой. «Дом трудолюбия» не был самоокупаемым. Помимо выручки от продажи производимой продукции (шпагатов, канатов, гамаков и сетей, тюфяков, конвертов, коробок и бумажных пакетов) он существовал на частные пожертвования. И сам Иоанн Кронштадтский постоянно отдавал в «Дом трудолюбия» огромные суммы.
СЫСОЕВ Тихон, Журнал «ФОМА».