На пятой седмице Великого поста Церковь совершает память преподобной Марии Египетской. История святой Марии – это история покаявшейся блудницы. Почему Церковь находит эту историю настолько важной? Почему весь православный мир вспоминает эту женщину?
Ее житие повествует нам о том, как она с ранней юности проводила крайне распутную жизнь и потом, скорее как туристка, чем как паломница, решила отправиться в Иерусалим на праздник Воздвижения Честнаго Креста Господня. Однако таинственная сила не допускала ее в храм, пока она, осознав свои грехи, не воззвала к Матери Божией и Господу о милости. Тогда она смогла войти в храм и, потрясенная, решила проводить дальнейшую жизнь в молитве и покаянии. Через многие годы преподобный инок Зосима встретил ее в пустыне; от него мы и знаем ее историю.
Какое послание передает нам – через века и страны – ее жизнь?
Это история
обретения надежды. У Марии было настоящее, которое ее, до поры до времени, устраивало: как сказал поэт, «вино и мужчины – ее атмосфера», – но будущего у нее не было, вернее, было такое, о котором не хочется думать. Скоро ее прелести увянут, особенно скоро из-за нездорового образа жизни, и мужчины потеряют к ней всякий интерес, переключившись на новых жертв общественного темперамента, а она останется одинокой, выброшенной и не имеющей пропитания. И вот, обратившись к Богу, она обретает надежду – на то, что не только ее земная жизнь будет наполнена достоинством и смыслом, но, главное, впереди у нее – вечная жизнь.
Это история
обретения достоинства. Недавно я видел в каком-то атеистическом сообществе в интернете фотографию коленопреклоненных паломников – и комментарии неверующих о том, как это унизительно и по-рабски – становиться на колени. Мир сей считает, что покаяние – это отказ от человеческого достоинства. Как будто когда Мария проводила жизнь в портовом разврате, она жила в свободе и достоинстве, а когда встала и пошла к Отцу – то впала в рабство. Ценности мира сего вывернуты наизнанку – и покаяние предполагает восстановление правильной системы отсчета.
Это история
обретения любви. С мирской точки зрения, человек, удаляющийся в пустыню, чтобы посвятить свои дни покаянию и молитве, делает это от горя и отчаяния, от невозможности устроиться в «нормальной» жизни. Конечно, Бог не горд – Он принимает и тех, кто приходит от полной безысходности, – но чаще всего это не так. В монахи уходят люди и вполне благополучные по мирским меркам. Почему? Потому что они увидели Истинный Свет, им открылось что-то настолько драгоценное и невыразимо прекрасное, что ради этого можно с радостью оставить всё. Мария встретила Того, Кто подлинно, искреннее, вечно любит ее – любит как драгоценное человеческое существо, призванное к вечной жизни.
Это история
обретения свободы. Традиционное общество можно считать в каких-то отношениях более нравственным – по крайней мере, разврат не смел нагло прославлять себя, – но в некоторых отношениях оно было гораздо более безнадежным. «Падшая» женщина, репутация которой уже сложилась (а такая репутация могла сложиться очень быстро), не имела надежды вернуться в «приличное» общество. Все двери перед ней были закрыты, и всё, что ей оставалось, – это продолжать катиться вниз по склону, на котором она, однажды неосторожно оступившись, оказалась. Общество буквально выталкивало ее туда: однажды блудница, блудница навсегда, всё. Но Бог, как оказалось, не согласен с «приличным» обществом – Он протянул Свою руку и совершенно изменил жизнь этой женщины, Он сделал ее великой святой, которую Церковь прославляет веками.
В современном обществе давление, которое загоняет однажды оступившегося человека всё глубже в яму, значительно слабее. Но ему всё равно очень трудно свернуть с пути, на котором он оказался. «Пей, и дьявол доведет тебя до конца», как поют пираты в «Острове сокровищ». Люди иногда говорят, что «всю жизнь были неверующими», что «слишком много нагрешили», что теперь им «поздно менять свою жизнь» – теперь остается только дойти до конца по проторенной дорожке.
И история Марии Египетской напоминает о том, что, упавши в яму, совершенно не обязательно копать дальше, а соскользнув, можно и не катиться до самого низа. Как сказано в Писании, «так говорит Господь: разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются?» (Иер. 8: 4). Человек не обязан ехать всю жизнь по проторенной колее – он может круто развернуться и переменить путь. И Великий пост – это время, когда Церковь напоминает нам о нашей свободе: мы можем оставить прежние грехи и обратиться к Богу.
Сергей Худиев. Православие.ру.