МЕСТО УПОКОЕНИЯ
Существует несколько мнений о том, когда именно преподобный Антоний поселился в одной из Варяжских пещер, составляющих часть нынешних Дальних пещер, но большинство ученых относят это событие к 1051 г. И именно эту дату принято считать датой основания Киево-Печерского монастыря.
Когда вокруг преподобного Антония собралось 12 иноков, были устроены новые келии, началась перестройка нынешних Дальних пещер. В 1057 г. преподобный Антоний, стремившийся к уединению, старшим среди братии поставил преподобного Варлаама, который стал первым киевопечерским игуменом. Сам же он переселился на другой склон, где выкопал для себя новую подземную келью – ныне Ближние пещеры. Но и здесь вскоре
возле преподобного Антония собрались иноки. Так возникли два комплекса пещер подземного монастыря: Ближние, или Антониевы, и Дальние, или Феодосиевы.
При игуменстве преподобного Феодосия в 1060–1062 гг. над Дальними пещерами был построен деревянный монастырь, куда и братия перешла из пещер. Численность ее составляла около ста человек, что было весьма много даже для греческих монастырей.
По завершении строительства Успенского собора в середине 70%х гг. XI в. центр Печерского монастыря смещается на территорию нынешней верхней Лавры. В «ветхом» монастыре осталась только незначительная часть иноков. Ближние и Дальние пещеры стали местом уединения подвижников и местом погребения умершей братии. Первым погребением в Ближних пещерах было погребение преподобного Антония в 1073 г., а в Дальних – преподобного Феодосия в 1074 г.
Немецкий ученый Л.Н. Гитц в своем труде по истории Киево-Печерского монастыря отмечает, что обычай погребать иноков в пещерах был заведен при игуменстве преподобного Никона, который принес его из Тмутаракани. Но чин погребения в пещерах есть в Студийском уставе. Он существенно отличается от обычного чина христианского погребения. Так, умершему обшивали тканью открытые части тела, складывали руки на груди, накрывали лицо, клали на доску и без гроба закладывали в специально выкопанную локулу. Со стороны пещерного коридора локула закрывалась иконой или замуровывалась.
Через три года ее открывали. Если тело истлело, это было знаком того, что инок вел праведную жизнь: черепа собирали отдельно, кости отдельно. Если же тело оставалось неистлевшим, то локула опять закрывалась и за инока молились. Спустя два года локулу снова открывали. Но в Киеве эта традиция прервалась, так как тление тела после погребения здесь было обычным явлением. Господь же прославил в Печерском монастыре Своих угодников нетлением мощей, что явилось чудом.
Вот как описывает мощи преподобного Феодосия Печерского преподобный Нестор Летописец, который был участником их открытия: «…лежат мощи его, но суставы не распались, и волосы на голове не слиплись». Нам известны также и одиночные погребения иноков в пещерах, в частности мы знаем, что преподобный Феодосий Печерский был похоронен в своей келье.
В 1240 г. орды хана Батыя разрушили Киев, а вместе с ним и Киево-Печерский монастырь. Сведения о пещерах, относящиеся к этому времени, довольно скудны. Известно лишь, что Лаврские пещеры опять на долгое время становятся местом обитания иноков, а также местом погребения защитников Киева. В Ближних пещерах есть большие ниши, заполненные человеческими костями, которые предположительно являются такими захоронениями.
СВИДЕТЕЛЬСТВА ОЧЕВИДЦЕВ
Период второй половины XIII – конца XVI в. в исторической науке остается неизученным, что объясняется отсутствием письменных источников. Практически никаких документов этого периода об истории пещер до наших дней не дошло. Отдельные свидетельства, дошедшие до нас, относятся в основном к XVI – началу XVII в. Особенно интересны записки путешественника Эриха Лясоты, который состоял на службе у императора Рудольфа II и по его поручению ездил в 1594 г. с посольством к запорожским казакам. Находясь в Киеве, он посетил Печерскую Лавру, оставив об этом воспоминания. В частности, он пишет, что пещеры имеют много ходов, «которые бывают в рост человека, а кое-где такие низкие, что надо нагибаться, но они такие широкие, что двое могут разминуться… Вход отделан почти так же, как это бывает при входах в шахты». В Ближних пещерах Эрих Лясота обратил внимание на две подземные церкви, «в которых каждую субботу служится обедня».
Интересно и то, что в описании размеров пещер иностранцами встречаются и явные преувеличения. Так, итальянец Александр Гваньини в 1581 г. писал, что в Киеве, кроме следов минувшего величия, есть подземные пещеры, выкопанные на огромные расстояния, «как свидетельствуют некоторые, на 80 миль». А польский летописец и географ Станислав Сарницкий утверждал, что пещеры тянутся «аж до Новгорода Великого».
Наиболее интересные сведения о Лаврских пещерах оставил украинский писатель первой половины XVII века Афанасий Кальнофойский в книге «Тератургима». Он обстоятельно описал пещеры и прибавил к своему описанию схематические планы. Хотя эти планы не имеют масштаба и не указывают направления и точной длины пещер, они представляют собой несомненную историческую ценность, так как являются первыми известными науке картографическими изображениями Лаврских пещер. Фактически с этого времени начинается картографическая летопись пещер Киево-Печерской Лавры.
В ХХ в. картографические изображения Ближних и Дальних пещер изучались наряду с их археологическими исследованиями. Археологические исследования Ближних и Дальних пещер проводились в годы советской власти, когда Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра не функционировала как монастырь, а была преобразована в «центр» атеистической пропаганды.
ПЕРИОД БЕЗБОЖИЯ
Археологические раскопки проводились в 1934, 1937, 1968–1969, 1979, 1988 гг. Раскопки имели не только научную, но и пропагандистскую антирелигиозную направленность. В них участвовали антропологические комиссии, «которые раскрывали гробницы с мощами в 1922 и 1939 годах» и установили, «что в гробницах были перемешаны кости людей, похороненных в пещерах в разные периоды существования монастыря, а не «нетленные мощи святых», как утверждали монахи».
На территории Лавры была устроена выставка «История лаврских пещер», оскверняющая не только такую святыню, как Киево-Печерская Лавра, но и чувства сотен тысяч православных христиан. Среди материалов ее были «различные планы пещер, которые свидетельствуют о перестройках и приспособлении их монахами для массового посещения богомольцев; культовые предметы, применявшиеся как «целебные средства» (металлическая шапка Иоанна Многострадального, так называемые «мироточивые главы» – обычные человеческие черепа, которые монахи выдавали за главы неизвестных святых; эти головы якобы выделяли целебное миро), вериги – железные цепи, которые носили на теле фанатики, и другие экспонаты».
Экскурсоводы Киево-Печерского государственного историко-культурного заповедника, водя экскурсантов по пещерам, рассказывали в духе атеистической пропаганды о «научных данных о мумификации, то есть высыхании трупов, и особых природных условиях лаврских пещер, которые способствовали этому естественному и распространенному явлению».
Верующие могли попасть в пещеры только присоединившись к таким экскурсионным группам. Они старались отставать от толпы, чтобы приложиться к святым мощам, попросить у преподобных исцеления и заступничества перед Богом.
В годы советской власти делались попытки обнаружить мощи основателей Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, но так как они были неофициальными, то подтвердить документально результаты этих исследований не представляется возможным. Существует современное устное предание о том, что археологам, пытавшимся раскопать предполагаемое место погребения преподобного Антония, помешали огненные искры,
которые начали вдруг появляться во время раскопок.
В 1988 г. была сделана сенсационная археологическая находка – открыта, по Божией милости, келья преподобного Феодосия Печерского рядом с подземной церковью Рождества Христова в Дальних пещерах. В начале XXI века в фондах музея была найдена крышка от раки, в которой когда-то хранились мощи преподобного Феодосия.
Времена меняются. Канули в прошлое времена атеистического мракобесия. В ознаменование 1000-летия Крещения Киевской Руси правительство УССР приняло решение о передаче нижней территории Киево-Печерского государственного историко-культурного заповедника Украинскому Экзархату Русской Православной Церкви. В 1988 г. была передана территория нынешних Дальних пещер. Возобновление деятельности православного мужского монастыря на территории Дальних пещер даже ознаменовалось Божиим чудом – три мироточивые главы начали источать миро. Был проведен химический анализ образцов, «взятых из чаш с мироточивыми главами №26, №9, №4». Результаты анализа показали, что «все образцы являются высокоочищенными маслами, которые не имеют в себе примесей высших жирных кислот… В образцах не выявлены неорганические фосфаты и ионы аммония, что свидетельствует об отсутствии процессов распада органических веществ, содержащих азот, и фосфатов. Исследование содержания белка (по Лоури) было проведено в водных вытяжках образцов. Исследованием установлено, что образец №26 имеет 20 мг белка на 100 мг, образец №9 – 13 мг, а образец №4 – 73 мг. Такой показатель свойствен только живому организму».
Феномен мироточивых глав ученые объяснить не могут. Для верующих же это действие Божией благодати.
И по сей день в Лавре происходят чудеса. Известны случаи исцеления от раковых болезней после молитв у мощей преподобных. Был случай, когда после молитвы у иконы Богоматери «Всецарица» исцелилась от слепоты паломница, о чем даже сообщили средства массовой информации.
Празднование Собора преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих совершается 28 сентября / 11 октября. Праздник был установлен в 1670 г. Изначально он отмечался в первую субботу после праздника Воздвижения Креста Господня. В 1760 г. Ближние пещеры были восстановлены после повреждений, вызванных землетрясением, и над ними был построен каменный храм в честь Воздвижения Креста Господня. В 1886 г. киевский митрополит Платон (Городецкий) перенес празднование памяти Собора Ближних пещер на 28 сентября / 11 октября.
Иеромонах Владимир Гусев
Источник: Православный портал духовно-нравственной культуры ПОКРОВ