Храм Иоанна Предтечи в Садках г. Чехова
Полезное :: Святые и святыни
Святые пещеры


МЕСТО УПОКОЕНИЯ

Существует несколько мнений о том, когда именно преподобный Антоний поселился в одной из Варяжских пещер, составляющих часть нынешних Дальних пещер, но большинство ученых относят это событие к 1051 г. И именно эту дату принято считать датой основания Киево-Печерского монастыря.

Когда вокруг преподобного Антония собралось 12 иноков, были устроены новые келии, началась перестройка нынешних Дальних пещер. В 1057 г. преподобный Антоний, стремившийся к уединению, старшим среди братии поставил преподобного Варлаама, который стал первым киевопечерским игуменом. Сам же он переселился на другой склон, где выкопал для себя новую подземную келью – ныне Ближние пещеры. Но и здесь вскоре возле преподобного Антония собрались иноки. Так возникли два комплекса пещер подземного монастыря: Ближние, или Антониевы, и Дальние, или Феодосиевы.

При игуменстве преподобного Феодосия в 1060–1062 гг. над Дальними пещерами был построен деревянный монастырь, куда и братия перешла из пещер. Численность ее составляла около ста человек, что было весьма много даже для греческих монастырей.


По завершении строительства Успенского собора в середине 70%х гг. XI в. центр Печерского монастыря смещается на территорию нынешней верхней Лавры. В «ветхом» монастыре осталась только незначительная часть иноков. Ближние и Дальние пещеры стали местом уединения подвижников и местом погребения умершей братии. Первым погребением в Ближних пещерах было погребение преподобного Антония в 1073 г., а в Дальних – преподобного Феодосия в 1074 г.

Немецкий ученый Л.Н. Гитц в своем труде по истории Киево-Печерского монастыря отмечает, что обычай погребать иноков в пещерах был заведен при игуменстве преподобного Никона, который принес его из Тмутаракани. Но чин погребения в пещерах есть в Студийском уставе. Он существенно отличается от обычного чина христианского погребения. Так, умершему обшивали тканью открытые части тела, складывали руки на груди, накрывали лицо, клали на доску и без гроба закладывали в специально выкопанную локулу. Со стороны пещерного коридора локула закрывалась иконой или замуровывалась.

Через три года ее открывали. Если тело истлело, это было знаком того, что инок вел праведную жизнь: черепа собирали отдельно, кости отдельно. Если же тело оставалось неистлевшим, то локула опять закрывалась и за инока молились. Спустя два года локулу снова открывали. Но в Киеве эта традиция прервалась, так как тление тела после погребения здесь было обычным явлением. Господь же прославил в Печерском монастыре Своих угодников нетлением мощей, что явилось чудом.

Вот как описывает мощи преподобного Феодосия Печерского преподобный Нестор Летописец, который был участником их открытия: «…лежат мощи его, но суставы не распались, и волосы на голове не слиплись». Нам известны также и одиночные погребения иноков в пещерах, в частности мы знаем, что преподобный Феодосий Печерский был похоронен в своей келье.

В 1240 г. орды хана Батыя разрушили Киев, а вместе с ним и Киево-Печерский монастырь. Сведения о пещерах, относящиеся к этому времени, довольно скудны. Известно лишь, что Лаврские пещеры опять на долгое время становятся местом обитания иноков, а также местом погребения защитников Киева. В Ближних пещерах есть большие ниши, заполненные человеческими костями, которые предположительно являются такими захоронениями.

СВИДЕТЕЛЬСТВА ОЧЕВИДЦЕВ

Период второй половины XIII – конца XVI в. в исторической науке остается неизученным, что объясняется отсутствием письменных источников. Практически никаких документов этого периода об истории пещер до наших дней не дошло. Отдельные свидетельства, дошедшие до нас, относятся в основном к XVI – началу XVII в. Особенно интересны записки путешественника Эриха Лясоты, который состоял на службе у императора Рудольфа II и по его поручению ездил в 1594 г. с посольством к запорожским казакам. Находясь в Киеве, он посетил Печерскую Лавру, оставив об этом воспоминания. В частности, он пишет, что пещеры имеют много ходов, «которые бывают в рост человека, а кое-где такие низкие, что надо нагибаться, но они такие широкие, что двое могут разминуться… Вход отделан почти так же, как это бывает при входах в шахты». В Ближних пещерах Эрих Лясота обратил внимание на две подземные церкви, «в которых каждую субботу служится обедня».

Интересно и то, что в описании размеров пещер иностранцами встречаются и явные преувеличения. Так, итальянец Александр Гваньини в 1581 г. писал, что в Киеве, кроме следов минувшего величия, есть подземные пещеры, выкопанные на огромные расстояния, «как свидетельствуют некоторые, на 80 миль». А польский летописец и географ Станислав Сарницкий утверждал, что пещеры тянутся «аж до Новгорода Великого».


Наиболее интересные сведения о Лаврских пещерах оставил украинский писатель первой половины XVII века Афанасий Кальнофойский в книге «Тератургима». Он обстоятельно описал пещеры и прибавил к своему описанию схематические планы. Хотя эти планы не имеют масштаба и не указывают направления и точной длины пещер, они представляют собой несомненную историческую ценность, так как являются первыми известными науке картографическими изображениями Лаврских пещер. Фактически с этого времени начинается картографическая летопись пещер Киево-Печерской Лавры.

В ХХ в. картографические изображения Ближних и Дальних пещер изучались наряду с их археологическими исследованиями. Археологические исследования Ближних и Дальних пещер проводились в годы советской власти, когда Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра не функционировала как монастырь, а была преобразована в «центр» атеистической пропаганды.

ПЕРИОД БЕЗБОЖИЯ

Археологические раскопки проводились в 1934, 1937, 1968–1969, 1979, 1988 гг. Раскопки имели не только научную, но и пропагандистскую антирелигиозную направленность. В них участвовали антропологические комиссии, «которые раскрывали гробницы с мощами в 1922 и 1939 годах» и установили, «что в гробницах были перемешаны кости людей, похороненных в пещерах в разные периоды существования монастыря, а не «нетленные мощи святых», как утверждали монахи».

На территории Лавры была устроена выставка «История лаврских пещер», оскверняющая не только такую святыню, как Киево-Печерская Лавра, но и чувства сотен тысяч православных христиан. Среди материалов ее были «различные планы пещер, которые свидетельствуют о перестройках и приспособлении их монахами для массового посещения богомольцев; культовые предметы, применявшиеся как «целебные средства» (металлическая шапка Иоанна Многострадального, так называемые «мироточивые главы» – обычные человеческие черепа, которые монахи выдавали за главы неизвестных святых; эти головы якобы выделяли целебное миро), вериги – железные цепи, которые носили на теле фанатики, и другие экспонаты».

Экскурсоводы Киево-Печерского государственного историко-культурного заповедника, водя экскурсантов по пещерам, рассказывали в духе атеистической пропаганды о «научных данных о мумификации, то есть высыхании трупов, и особых природных условиях лаврских пещер, которые способствовали этому естественному и распространенному явлению».

Верующие могли попасть в пещеры только присоединившись к таким экскурсионным группам. Они старались отставать от толпы, чтобы приложиться к святым мощам, попросить у преподобных исцеления и заступничества перед Богом.

В годы советской власти делались попытки обнаружить мощи основателей Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, но так как они были неофициальными, то подтвердить документально результаты этих исследований не представляется возможным. Существует современное устное предание о том, что археологам, пытавшимся раскопать предполагаемое место погребения преподобного Антония, помешали огненные искры, которые начали вдруг появляться во время раскопок.

В 1988 г. была сделана сенсационная археологическая находка – открыта, по Божией милости, келья преподобного Феодосия Печерского рядом с подземной церковью Рождества Христова в Дальних пещерах. В начале XXI века в фондах музея была найдена крышка от раки, в которой когда-то хранились мощи преподобного Феодосия.


Времена меняются. Канули в прошлое времена атеистического мракобесия. В ознаменование 1000-летия Крещения Киевской Руси правительство УССР приняло решение о передаче нижней территории Киево-Печерского государственного историко-культурного заповедника Украинскому Экзархату Русской Православной Церкви. В 1988 г. была передана территория нынешних Дальних пещер. Возобновление деятельности православного мужского монастыря на территории Дальних пещер даже ознаменовалось Божиим чудом – три мироточивые главы начали источать миро. Был проведен химический анализ образцов, «взятых из чаш с мироточивыми главами №26, №9, №4». Результаты анализа показали, что «все образцы являются высокоочищенными маслами, которые не имеют в себе примесей высших жирных кислот… В образцах не выявлены неорганические фосфаты и ионы аммония, что свидетельствует об отсутствии процессов распада органических веществ, содержащих азот, и фосфатов. Исследование содержания белка (по Лоури) было проведено в водных вытяжках образцов. Исследованием установлено, что образец №26 имеет 20 мг белка на 100 мг, образец №9 – 13 мг, а образец №4 – 73 мг. Такой показатель свойствен только живому организму».

Феномен мироточивых глав ученые объяснить не могут. Для верующих же это действие Божией благодати. И по сей день в Лавре происходят чудеса. Известны случаи исцеления от раковых болезней после молитв у мощей преподобных. Был случай, когда после молитвы у иконы Богоматери «Всецарица» исцелилась от слепоты паломница, о чем даже сообщили средства массовой информации.


Празднование Собора преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих совершается 28 сентября / 11 октября. Праздник был установлен в 1670 г. Изначально он отмечался в первую субботу после праздника Воздвижения Креста Господня. В 1760 г. Ближние пещеры были восстановлены после повреждений, вызванных землетрясением, и над ними был построен каменный храм в честь Воздвижения Креста Господня. В 1886 г. киевский митрополит Платон (Городецкий) перенес празднование памяти Собора Ближних пещер на 28 сентября / 11 октября.

Иеромонах Владимир Гусев

Источник: Православный портал духовно-нравственной культуры ПОКРОВ


Видеоканал на YouTube
Смотрим видео на Youtube.

Видеоканал на RuTube
Смотрим видео на RuTube.


Что верблюду легче, то человеку невозможно.
Не забудьте подписаться на наши каналы.
СПИРИДОН ТРИМИФУНТСКИЙ

Каждую субботу и воскресение после Литургии выносится для поклонения тапочек
СПИРИДОНА ТРИМИФУНТСКОГО.
Клик по картинке.
ОСТОРОЖНО! ДЕТИ!

Если нарушаются права детей, нужна помощь и поддержка - обращайтесь!
КЛИКНУТЬ ПО КАРТИНКЕ
для получения информации.
ВСЁ ДЛЯ ПОБЕДЫ

«ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ» – проект Народного Фронта по поддержке воинских подразделений ДНР И ЛНР (клик по картинке).
Герои Бессмертного полка
На заметку
Вашему ребенку необходима помощь?
В воскресной школе можно получить консультацию у православного практического психолога Азарины Леонидовны (подробнее).
Полезное
Здесь на ваши вопросы ответят компетентные специалисты и священники.

Кликните по картинке.
Обратная связь
Есть пожелания, вопросы - пишите на predtechahram@gmail.com
Святые дня. Видео


Календарь


Полезные ссылки
Copyright © 2013-2024. Иоанно-Предтеченский храм г. Чехов.
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015