В торжественном мероприятии приняли участие митрополит Ювеналий, министр образования Московской области М. Б. Захарова, епископ Илиан (Востряков), епископы Видновский Тихон, Серпуховский Роман, Балашихинский Николай, Зарайский Константин и Луховицкий Петр, члены Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией, представители системы образования Московской области, члены Епархиального совета, благочинные церковных округов, председатели и секретари Епархиальных отделов и комиссий, члены Епархиального отдела религиозного образования и катехизации.
Участников собрания приветствовал глава городского округа Долгопрудный О. И. Троицкий.
С вступительным докладом выступил митрополит Ювеналий:
«Дорогая Марина Борисовна! Наш уважаемый гостеприимный хозяин Олег Иванович, возлюбленные братья-архипастыри и пастыри, дорогие участники чтений!
С сегодняшнего дня начинается Рождественский пост. И это благословенное время мы избрали для нашей встречи.
В будущем году исполняется сто лет с того времени, как произошли события, кардинальным образом повлиявшие на ход истории не только нашего Отечества, но и всего мира. И мы сегодня открываем XIV Московские областные Рождественские образовательные чтения, которые будут посвящены изучению уроков минувшего, в том числе и с точки зрения того, как нам строить будущее.
Время быстротечно, оно мгновенно становится прошлым. А будущее еще не наступило. И реально для каждого из нас существует только настоящее, в котором мы живем, мысленно обращаясь к нашим знаниям о прошлом и молитвенно уповая на благоприятное грядущее. Мудро писал блаженный Августин: „В тебе, душа моя, измеряю я время“. Иными словами, события истории живут в нашем сознании, и задача состоит в том, чтобы их осмыслить, научиться подражать доброму и не повторять ошибки предшествующих поколений.
Мы живем в счастливую эпоху, когда Церковь свободна в проповеди Слова Божия и имеет возможность сотрудничать со школой в духовно-нравственном просвещении и воспитании подрастающего поколения. И никто не ограничивает нас сегодня в обсуждении той темы Рождественских чтений, которая нам предложена.
Почти на всем протяжении минувшего столетия в нашем Отечестве господствовала атеистическая идеология. Подавляющее большинство храмов и монастырей были осквернены и разрушены, духовенство, монашествующие и миряне во множестве подвергнуты преследованиям и приняли мученическую кончину. При этом мы находим в Священном Писании такие слова: „Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих“ (Пс. 33:2). Многие спросят: за что же можно было хвалить Бога в те времена испытаний? Ответ на это дает подвиг несчетного сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской ХХ века, которые остались верными Христу даже до смерти и при этом совершали свой жизненный путь в незлобии, благочестии и исполнении заповеди о любви ко всем людям.
Мученица Татиана Гримблит, простая медсестра, посвятившая свою жизнь помощи верующим, заключенным в тюрьмах и лагерях, казненная в 1937 году, в своих стихах, написанных в заключении, отразила переживания православных людей, в тяжелейших условиях не терявших мужества и веры в Бога:
На ниве тюремной тринадцатый год
Тебе добровольно служу;
Как юность, и молодость пусть протечет —
К ногам Твоим их положу.
Прими меня, Боже, на этом пути,
Последний этап предо мной:
Иду, мой Спаситель, помилуй, прости,
Мне в спутники Образ дай Твой.
Опыт наших подвижников очень важен. Он показывает, что вовсе не материальное благополучие определяет внутреннее настроение человека. Главное — это упование на Бога и мужественное следование за Ним. Тогда никакие испытания не страшны. Именно это имел в виду Псалмопевец: „В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге. Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище“ (Пс. 61:8–9). Спасительна вера, дающая человеку опору в самых сложных жизненных ситуациях и приближающая его к Богу — это первый урок минувшего столетия.
Прошедший век был периодом и великих свершений, и глубочайших трагедий в истории нашего народа. Учеными достаточно подробно исследованы события прошлого, об этом написаны тысячи книг. Обычно преувеличенное внимание при этом уделяется тем личностям, которые рассматриваются как воплощения зла. Меж тем, мне представляется важным обратить мысленный взор к миллионам наших рядовых соотечественников. В условиях, которые подчас казались невыносимыми, они строили страну, растили детей, верили в правду и справедливость. Многие достижения отечественной науки и техники, литературы и искусства в ХХ веке рассматриваются как выдающиеся достижения человечества.
Не обладая ни властью, ни влиянием, простые люди старались трудиться самоотверженно и на пределе своих сил и передали нам современную Россию со всеми ее достижениями и недостатками. Их пример достоин уважения и подражания. Отсюда урок второй, его можно выразить словами апостола Павла: „Доколе есть время, будем делать добро всем“ (Гал.6:10).
1917 год — это время слома государственных устоев и правопорядка, когда началась кровопролитная междоусобица. Нравственные устои были попраны, человеческая жизнь — поставлена ни во что. Под предлогом борьбы за равенство и ради построения „рая на земле“ миллионы людей были подвергнуты насилию и тягчайшим испытаниям. Когда же власть, установленная после революции, по прошествии десятилетий рухнула, общество оказалось перед лицом глубокого этического, политического и социально-экономического кризиса. Из этого можно извлечь еще один урок — уважение к закону и личности является основой здорового развития общества в соответствии с идеалами справедливости, доступной в условиях человеческого несовершенства.
Минувший век отчетливо показал, что отношения между людьми не должны определяться ни классовыми, ни имущественными, ни идеологическими критериями, но базироваться исключительно на Божественной заповеди: „как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними“ (Лк. 6:31).
За сто лет наше общество приобрело опыт жизни в разных условиях: это были и террор, и войны, и тоталитаризм, и граничивший со вседозволенностью либерализм. А в современной России мы пользуемся свободой как величайшим достоянием, но важно при этом отдавать себе отчет в том, что она возлагает на человека огромную ответственность за себя, за ближних, за весь мир. Хочу напомнить, что апостол Петр призывал не употреблять свободу для прикрытия злак, но быть рабами Божиими (см.: 1Пет.2:16).
То смятение, которым было охвачено общество на протяжении минувшего столетия, имело следствием размывание моральных устоев, ранее казавшихся неколебимыми. Целомудрие и чистота, чадородие и семейственность, правдивость и нестяжание стали многими рассматриваться как неудобные анахронизмы, что имело следствием распространение перевернутых представлений о добре и зле. Наиболее очевидными следствиями этого стало разрушение семьи и массовость абортов, а также распространение коррупции, о чем общество постоянно узнает из средств массовой информации. Вступив в XXI век, мы со всей отчетливостью видим, что без нравственного возрождения невозможно идти вперед. И этот урок можно назвать важнейшим.
В середине ХХ столетия весь мир был подвергнут катастрофическому испытанию. Великая Отечественная война завершилась не только изгнанием захватчиков с нашей земли, но и освобождением народов Европы от фашистской угрозы. Обычно, когда говорят о подвиге наших воинов, которые как подвижники древности были крепки на войне, прогоняли полки чужих (см.: Евр. 11:34), то упоминают слова Господа: „Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих“ (Ин. 15:13). Долг современников благодарностью хранить память о защитниках Родины и чествовать ветеранов, учиться у них любви к России.
Каждый народ ответственен перед Богом за ту землю, которую получил, чтобы хранить и возделывать ее с заботой и усердием. Церковь и школа, сотрудничая в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, призваны привить детям и юношеству любовь к родной истории, культуре и языку. Через это у них формируется сопричастность судьбе народа и страны. При этом мы с особым вниманием относимся к раскрытию роли православия в становлении славянских народов и в развитии России как великой державы. Наша задача состоит не только в том, чтобы снабдить обучающихся определенным набором информации, но и воспитать у них основанную на высоких этических принципах готовность деятельно участвовать в жизни Отечества, созидать и защищать его.
Мне радостно сегодня приветствовать на открытии наших Рождественских чтений представителей педагогической общественности и духовенства. Я сердечно благодарю вас за усердные труды на ниве воспитания и просвещения детей и молодежи. Хотел бы надеяться, что отдельные мысли, высказанные мной сегодня по поводу темы чтений, помогут вам обрести ориентиры для ее раскрытия в ходе тех конференций, семинаров и круглых столов, которые пройдут в ближайшие недели по всему Подмосковью. Обобщая, хочу сказать следующее. Как жизнь отдельного человека, так и история стран и народов состоит из взлетов и падений, героических подвигов и трагических ошибок в их взаимном и сложном переплетении. Было бы неправильным и приукрашивать, и отвергать свое прошлое, ибо оно драгоценно и поучительно просто в силу того, что принадлежит нам.
Пусть взоры участников, исследующих прошлое, будут с надеждой и упованием обращены в будущее. Вспомним наставление святого апостола Иакова: „Где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость… полна милосердия… беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир“ (Иак.3:16–18).
14 декабря мы соберемся в городе Химки во дворце культуры „Родина“ на торжественное закрытие Областных Рождественских чтений. А до этого во всех благочиниях пройдут совещания, которые учтут наши мысли, высказанные сегодня.
Желаю успеха в работе всем участникам Подмосковных Рождественских чтений и призываю на вас Божие благословение!»
Источник: Московская епархия
28.11.2016