Давно мечтала о поездке на Соловки. Ожидала какой-то перемены в душе. И не обманулась. Конечно, эти перемены происходят не сразу. Соловки для меня противоречивы. Хотя, думаю, не только для меня.С одной стороны, даже при приближении к монастырю с Белого моря, ощущаешь завораживающую мощь. А на самом острове все предельно просто по укладу. Сочетается и величие стен монастыря, и почти убитые временем деревянные дома местного населения. Погода тоже переменчива. И это не напрягает. Ведь рядом Небо! Как нигде здесь ощущается близость Бога. Он быстро отзывается на наши немудреные просьбы.
Северная природа сказывается и на характере людей. Мужчины здесь не знают слова "инфантильность", женщины немногословны, а дети не капризны и не привязаны к гаджетам, как на материке. И мы на время ушли от мирской суеты. Появилось время задуматься о вечном. Контраст был и в лагерные времена. Особенно в людях. Кто-то себя постоянно направлял (не без помощи Божией, конечно) на заботу о других, на Любовь, несмотря на жутчайшие условия, на жертвенность, даже до смерти. Или, напротив, на выживание во что бы то не стало, и изощрение в жестокости...
На Секирной горе ком в горле стоял, слушая экскурсовода о временах СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения) и СТОН (Соловецкая тюрьма особого назначения). И сейчас слезы подкатывают, когда пишу об этом. Тяжело. Но забывать об этом нельзя. Чтобы не повторять. Тяжесть спадает, когда попадаем в ботанический сад. Глядя на эту красоту, которую в северных условиях и жестоких нравах создавали люди, понимаешь, что все возможно Богу, и людям с Его помощью. Прошу Господа о даровании Любви. Той самой Любви ко всему живущему.
ЗУЙКИНА Ирина Юрьевна.
31.08.2021