"Традиция крестных ходов в Троице-Сергиеву Лавру возвращается. Не все из идущих – нищие духом, в сокрушении сердца ищущие духовного исцеления. Кто-то весело топает с рюкзаком ради спортивного интереса. Но главное – они идут в верном направлении.
Пеший путь в Лавру – это 120 километров по пересечённой местности, и за один день его преодолевают лишь самые тренированные спортсмены. У паломников же цель иная, поэтому они разбивают маршрут на несколько участков и идут или несколько дней подряд, или проходят один отрезок раз в неделю, в следующую – второй участок и так далее, до финиша в Лавре. Я присоединилась к паломничеству прихожан одного из московских храмов, доехав до станции Хотьково на электричке и стартовав от Покровского Хотькова монастыря.
Это был первый мой крестный ход. Я отправилась в него одна, но сразу почувствовала себя в семье – как это бывает, когда заходишь на службу в незнакомый храм. Сотни людей, и никто не толкается, никому не мешает. При переходе через овраг, заполненный грязью после ночной грозы, тут же, как лист перед травой, вырастает мужчина, подающий руку всем, кто в этой опоре нуждается. В одном месте начинается пение: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! И тут же эта молитва эхом повторяется в другом месте. Поющие перекликаются по очереди, поют долго. А когда они устают, молитва начинает звучать в другом месте. И так почти без перерыва, на всём протяжении пути. Когда встречаем храм или часовню, батюшка поёт тропарь – и тут уже подхватывают все.
Удивляет одежда паломников – многие одеты не по-спортивному, а в нарядные платья или светлые блузки – как одеваются для причастия. На некоторых иконы батюшки Сергия, кто-то несёт их в руках. Мало кто с тяжёлыми объёмными рюкзаками, большинство идут налегке, доставая на привалах из своих торбочек небольшой бутерброд, пирожок, фруктовый батончик и запивая простой водой. Мне это понятно: идут люди, имеющие опыт говения, стояния в храме без завтрака, вообще понимающие второстепенность еды. Этот поход – первый опыт для храма, организовавшего его, поэтому организационные косяки здесь были, и не один, но даже от тех, кто пришёл по приглашению, со стороны, я не слышала ни одного слова осуждения или недовольства.
К душевному миру располагает и природа – тенистая тропа, мягко устланная хвойными иголками, переплетённая толстыми корнями сосен. Протекающая рядом река, живописно заросшая водорослями. Лесной родник, сердце которого бьётся прямо у нас на глазах, слегка приподнимая песок. Щебетание птиц. Огромные поляны, густо усыпанные кипреем, таволгой, ромашками, колокольчиками, накрытые облаком неповторимого лугового запаха. И этот запах, это осязание береговой тропы под ногой возвращает в пионерское детство – сколько таких дорожек было исхожено, избегано! Наши дети растут без этих ощущений, без чувства родной земли, за которую можно держаться корнями крепко, как сосна.
Дети. Я удивилась: их было много! Не только подростки, но и совсем маленькие. Запомнилась девочка лет шести, сама как облачко цветущей таволги, с пушистыми русыми волосами, в светлом платье. Она шла, держась за папину руку. Трёхлетний мальчик. Он самостоятельно проходил небольшие отрезки пути, а потом его по очереди несли на плечах или на руках мама, папа, бабушка, дедушка – видимо, они отправились в паломничество всей семьёй. Бодро шагала бабушка с двумя внучками лет 8-9. И на некоторых участках, пролегающих мимо населённых пунктов, к нам присоединялись то священник с четырёхлетним малышом, то мама с младенцем в детской коляске. Как будто наша человеческая река была полна живой воды, и они припадали к ней, чтобы сделать хотя бы глоток. А встречные кланялись, обращались к нам с добрыми пожеланиями или с просьбами помолиться за них. На пересечении с трассами водители сигналили, останавливались, пропуская длинную вереницу паломников.
- Зачем они идут? – уже на подходе к Лавре услышала я вопрос в нашу сторону от женщины, прогуливающейся с мужчиной – вероятно, супругом.
- Ну а как? – с интонацией знатока ответил тот. – Это традиция. Кто-то, может, болен…
Да не паломники больны! – так и хотелось ответить им. Больно наше общество, предавшее Бога и забывшее традиции предков, продавшее себя за сытую и комфортную жизнь, лишившее будущего себя и своих детей.
Я вышла из электрички – и меня сразу обдало грязными брызгами привокзального мата. Курящие и истерично хохочущие полураздетые девицы-подростки. Татуированные юнцы. Зомбированные дети, держащиеся не за руку родителя, а за телефон. Что со мной – пробуждение от сна и возвращение в реальность?
Возвращалась я уже на негнущихся ногах, опасаясь, что на следующий день уже вообще каждый шаг будет через боль. 35 км хорошим темпом и почти без привалов - это серьёзно. Однако к утру никаких неприятных ощущений уже не осталось. Можно идти снова".
Наталья Мотина.
18.07.2022
P.S. В нашем храме обсуждается организация Крестного хода в Лавру. По вопросам участия обращайтесь к Напаскину Александру.