14 августа, воскресный день и первый день Успенского поста. Церковное название праздника – происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня и Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице *.
Пост недолгий, продлится всего две недели, зато строгий. Такой же строгий, как Великий пост. Там мы ждали главного события года – Пасхи, Воскресения Христова. Но Успенский пост, он-то зачем такой строгий? Поразмыслим. Мы знаем, что церковный Новый год - новолетие - начинается с четырнадцатого сентября (первого сентября по старому стилю). Успение – последний двунадесятый (то есть стоящий в ряду главных) праздник в церковном году. Успением Божией Матери завершается церковный год. Получается, что завершено дело спасения всех людей от власти греха, смерти и ада. Пресвятая Богородица рядом со Своим Сыном и Богом и просит Его теперь за весь род христианский. Она наша Заступница усердная, Утешительница и Нерушимая Стена. Вот в ожидании такого важного события – праздника Успения Божией Матери - христиане приступили сегодня к двухнедельному посту.
На середину храма вынесен благоухающий крест. Некоторые прихожане благоговейно прикладываются к нему, а иные стоят, не подходят, не понимают, зачем это надо. Но после проповеди отца Георгия все прихожане ринулись ко кресту. Среди постоянных прихожан было много новых, которые раз заглянув в наш храм, услышав Слово из уст нашего настоятеля, опять пришли. Души жаждут понятного Слова!
Отец Георгий сказал, что Бог настолько милостив к людям, что даёт помощь через силу креста для оздоровления и души и тела. Давно в Церкви замечено, что в конце лета начинались, обычно, всякие эпидемии. Поэтому крест выносили на середину храма, ходили крестными ходами, звонили во все колокола. И кто просил Бога, прикладывался ко кресту, те получали от Бога силу и были здоровы. В звукосфере колокольного звона не могут существовать вирусы, а болезнетворные бактерии, такие как тифозная палочка и другие погибают от звука колокола через три секунды. Это доказано даже наукой, (не говоря о вере) а именно, академиком Шипуновым Ф.Я., ещё в семидесятые годы прошлого века. Вот какую защиту даёт нам Бог! Если бы все дороги вели к храму и все улицы прозванивались, то не было бы вирусных заболеваний, которые заполонили сейчас города и сёла. Боже, пошли нам звонаря!
А ещё в этот день по давней русской традиции в храмах освящается мёд нового урожая. В народе эта традиция получила название «Медовый Спас». Она сохранилась в памяти народной и многие пришли в храм с мёдом. Постимся постом приятным со сладким мёдом!
Слава Богу за всё!
Улитина Л.М.
14.08.2016
* В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля\13 августа), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста".
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1\14 августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1\14 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1\14 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: "Спас на воде", "Мокрый Спас"). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими булгарами в 1164 году.