Есть в нашем храме икона Божией Матери, именуемая Ахтырская. Образ необычный и большинству неизвестный, и спутать его с какой-либо другой иконой просто невозможно. На иконе мы видим Богородицу, молитвенно сложившую руки перед Крестом с распятым Сыном и Господом Иисусом Христом. И в самом низу изображены хитон и орудия пыток и казни Господа: воловьи жилы, губка, сосуд, клещи, венец, гвозди, млат (молот) и рука.
Есть еще один интересный элемент на иконе — это петух на башне. Тот петух, который пропел после отречения Петра, и который уже давно молчит, потеряв свой голос, глядя на наши грехопадения, отречения и предательства.
Задолго до рождения Христа юной Марии было дано видение о том, что Она станет Матерью Сына Божия, который пострадает за грехи людские. И Она жила всю дальнейшую жизнь, зная об этой судьбе Своего Сына. Жила без ропота, полностью доверяя и повинуясь воле Божией. "Се Раба Господня". Это предзнаменование легло в основу иконографии данного образа, в котором воплощена идея великого начала и, одновременно, предречен великий конец - "альфа и омега", - у порога которого стояла юная Дева Мария.
Поэтому на обретенном образе Голова Девы Марии непокрыта из-за того, что ее лик изображен в период отрочества, когда Спаситель еще не родился. В более поздних списках иконы иконописцы приблизили изображение к православной иконописной традиции. На голове Девы Марии появился традиционный головной убор — омофор.
Эта икона появилась у нас лет пять-шесть назад. Икона писанная в одной московской мастерской, украшенная каменьями, в киоте. Некто принесший ее о. Георгию в дар нашему храму, остался неизвестным. Валерий — наш алтарник, когда искал место для иконы, удивлялся этому необычному образу. Все эти годы этот образ Богородицы неприметно, не бросающийся в глаза, в тени, не выделяясь, смиренно, кротко, в этаком незримом молчании, какой была и сама Богородица, находится в храме, как находился у священника в доме, обретшего эту икону.
А история обретения первого образа необычная. По преданию, икона была явлена 2 (15) июля 1739 года. В г. Ахтырке Харьковской губернии при церкви Покрова Пресвятой Богородицы служил священник иерей Даниил (в миру Василий Данилов). По свидетельствам летописей, священник обнаружил икону во время сенокоса. Ударив несколько раз косой, он увидел в траве стоящую икону. Священник, осенив себя крестом, начал чтение пришедшей ему в этот момент в голову молитвы к празднику Рождества Богородицы. Затем он взял икону и поставил в своем доме, где она простояла почти три года.
В праздник Покрова, священник вошел в комнату и был поражен необычайным светом от иконы. Это стало часто повторяться, но священник благоговейно молился и никому об этом не говорил. В это время его дочь болела лихорадкой. Однажды, задремав, священник во сне услышал повеление явленной ему Богоматери о том, что необходимо икону почистить и омыть водой. Проснувшись, он выполнил ее просьбу, собрав воду после мытья иконы в сосуд, чтобы затем вылить в реку. Однако сон ему приснился опять, в котором он идет на речку, а навстречу ему двигается Богоматерь в образе молодой Прекрасной девы и спрашивает: «Куда ты несешь эту воду? Тебе нужно вернуться, чтобы помогать и исцелять этой водой всех больных». Когда он проснулся, то решил дать воды из сосуда своей дочери, и чудесным образом она выздоровела. После ее исцеления священник больше не скрывал чудотворный образ Божьей Матери, а рассказал об исцелении своей дочери.
Чтобы привести икону в порядок, Даниил передал ее иконописцу Иоанну для исправления повреждений. Иоанн, узнав о чудесных возможностях ее, омыл икону и дал эту воду выпить своему больному сыну. Мальчик очень быстро выздоровел. Иконописец уже хотел начать работу по восстановлению иконы, однако ему во сне привиделся голос, который велел вернуть ее «туда, где взял», и ничего не исправлять. Помолившись всю ночь, Иоанн утром отнес икону обратно. Убедившись в чудотворности иконы, отец Василий поставил ее в церкви Покрова, и все больные лихорадкой стали приходить сюда, и по молитвам получать исцеление.
Известие о чудотворной иконе быстро распространялось. По благословению Молдавского митрополита Антония (Черновского) в 1743 году было произведено расследование чудесных исцелений составлено донесение в Синод. В последующие года проводились новые расследования. И в 1751 году Святейший Синод постановил почитать новоявленную Ахтырскую икону
чудотворной.
В 1748 г. история Ахтырской иконы Божией Матери и ее способности к исцелению больных подтвердились также необычными обстоятельствами, когда сюда приехала с двумя детьми вдова генерала Вейделя. Придя в церковь, баронесса стала молиться о своем исцелении. В следующую ночь ей приснился сон, в котором Богоматерь сообщила ей о невозможности выздоровления, т. к. через 5 дней ей суждено умереть. При этом она повелела ей раздать все свои средства и имение бедным церквям и нищим людям, чтобы спасти свою душу. Когда вдова спросила о детях, то Владычица ответила, что станет им покровительствовать.
Утром баронесса, послушавшись вещего сна, раздала все свое имущество бедным, а через 5 дней скончалась. Когда печальные известия о пророчестве дошли до императрицы, она взяла дочерей-сирот к себе ко двору, где они были в дальнейшем воспитаны и благополучно выданы замуж за состоятельных графов. Обе дочери всю жизнь чтили икону и церковь Ахтырской иконы Божией Матери, где она находилась, и делали щедрые взносы для ее сохранения.
На средства императрицы Елизаветы Петровны в месте явления иконы был построен из камня Покровский собор.
В 1903 г. было принято решение о реставрации и восстановлении иконы «Ахтырская Божья Мать», для чего ее направили в Санкт-Петербург. Но по дороге она таинственным образом исчезла — сбылись предсказания Богородицы, не желавшей изменять свой лик на иконе. Обнаружена она была только в 1995 году в США. Митрополит Харьковский Никодим поехал в Сан-Франциско и привез список с оригинальной иконы, который был торжественно передан в Покровский собор в Ахтырке.
С Ахтырской иконы, которая почитается как целительница от многих болезней, был сделан ряд списков, распространенных в основном на юге России, в Харьковской епархии. Чтимый список XVII-XIX веков находится в Москве, в главном приделе храма Воскресения Словущего на Арбате (ап. Филлипа). В 2011 г. список чудотворной Ахтырской иконы Богоматери был подарен Новодевичьему монастырю в Санкт-Петербурге от имени правительства России и ее президента.
Вот и наш храм чудесным образом удостоился появлением и обретением списка чудотворной иконы Божией Матери «Ахтырская». Перед началом Великого поста, икону «украсили» лампадочкой. И даже попробовали поставить подсвечник. Но чтобы его там установить, надо испросить благословения у нашего настоятеля о. Георгия. Хотя бы на время Великого поста.
Святой образ помогает каждой матери, беспокоящейся за благоустройство своего чада в жестоком мире. К ее заступничеству обращаются люди, молящиеся за собственное исцеление и о здоровье своих детей. Богородица помогает и сиротам, которым неведома истинная любовь матери. Многие просят в молитве о помощи в делах своих, об избавлении от бедности, несчастий, дурных мыслей.
Есть замечательные высказывания о Божией Матери у преподобного Силуана Афонского.
Когда душа в любви Божией, о, как тогда все хорошо, как все мило и весело. Но и при любви Божией бывают печали, и чем больше любовь, тем больше печаль. Божия Матерь никогда не согрешила ни единым помыслом и никогда не теряла благодати, но и у Нее были великие скорби; а когда Она стояла при Кресте, тогда безмерна, как океан, была Ее скорбь, и муки души Ее были несравненно большими, чем Адамово мучение по изгнании из рая... И если Она осталась жива, то только потому, что сила Господня укрепила Ее, ибо Господь хотел, чтобы Она увидела Его Воскресение и чтобы по Вознесении Его оставалась на земле в утешение и радость апостолам и новому народу христианскому.
Мы не достигаем полноты любви Божией Матери, и потому не можем в полноте понять и Ее скорбь. Любовь Ее была совершенною. Она безмерно любила Бога и Сына Своего, но Она любила и народ великою любовью. И что переживала Она, когда эти люди, которых Она так много любила и которым до конца хотела спасения, распинали Ее возлюбленного Сына?
Мы постигнуть этого не можем, потому что в нас мало любви к Богу и к людям.
Как любовь Божией Матери безмерна и непостижима, так и скорбь Ее безмерна и непостижима для нас.
О, Пречистая Дево Богородице, скажи нам, чадам Твоим, как, живя на земле, Ты любила Сына Своего и Бога, как веселился дух Твой о Боге Спасителе Твоем? Как смотрела Ты на Его прекрасное лицо и помышляла, что этот Тот, Которому со страхом и любовью служат все небесные силы?
Скажи нам, что чувствовала душа Твоя, когда держала Ты на руках Своих дивного Малютку? Как воспитала Ты Его? Как болела душа Твоя, когда Ты с Иосифом три дня искала Его в Иерусалиме? Какие муки переживала Ты, когда Господь был предан на распятие и умирал на кресте? Скажи нам, какая радость была у Тебя о Воскресении, или как скучала душа Твоя по Вознесении Господа?
Души наши влекутся знать о жизни Твоей с Господом на земле. Ты же не пожелала предать всего этого писанию, но молчанием покрыла тайну Свою.