В одной из бесед Паисий-святогорец как-то сказал:
«Многие неизвестные святые помогают нам, хотя мы их даже не знаем. Для меня это самые великие святые. Они не имеют никакой славы от людей, но только от Бога. По своему великому смирению они усердно просили Бога — так мне говорит помысел — чтобы остаться в неизвестности, не иметь почестей от людей, но продолжать помогать им «в тайне». Таких неизвестных святых мы должны особенно почитать, особо благодарить, потому что они в молчании помогают нам своими молитвами и своим безмолвным примером, своей неизвестностью».
Да, есть очень почитаемые святые, есть и малоизвестные — как бы не на слуху. Да и образ их малоизвестен.
Вот два таких святых есть и в нашем храме. Один притягивает нас своим ликом и необычностью образа. Другой незримо присутствует силой своих мощей.
Оба этих святых жили в разное время, но в одном районе Малой азии (ныне Турции) — Пафлагонии.
Имя первого — Стилиан — отшельник Пафлагонский. Он почитается как святой в лике преподобных. О нем мы теперь знаем, потому что есть его образ, который был написан и привезен в наш храм. И появление его у нас — это отдельная история.
Святой Стилиан родился в бедной семье в Андрианополе, городке на юго-западе Пафлагонии. В раннем возрасте присоединился к пустынникам-отшельникам, дабы очистить свою душу бдением и молитвой. В отличие от большинства других отшельников, он, однако, не ушёл от общества в целом, предпочитая ходить в народ, чтобы делать добро, а затем возвращался в свою маленькую пещерку для отдыха и молитвенного бдения.
Согласно преданию, однажды ночью, будучи на молитве, святой сподобился Божественного присутствия, он стяжал благодать Духа Святаго и вышел наутро из своей пещеры с ликованием духа и спокойствием, каких не знал раньше. Принимая людей, нуждавшихся в совете и утешении, он возложил руку на страдающего ребёнка, сделав то, чего не решался делать прежде. Он почувствовал силу Господню, которая изошла из него через эту руку на дитя, которое исцелилось. С тех пор к святому Стилиану пошли страждующие, молодые и старые, со всей округи. Его пещера притягивала больных и страждущих, и многие из них тотчас получали исцеление не через силу человеческую, но через святую Веру, даже в случаях, когда не было никаких надежд.
В то время святой Стилиан посвятил себя прежде всего детям, не только страдавшим физически, но и нуждавшимся в духовном окормлении. Семьи из всех слоёв общества доверяли святому Стилиану воспитание своих детей. Нуждающихся было так много, что ему пришлось искать большее помещение и звать на помощь своих друзей-отшельников. Быть может, это был первый в мире детский сад, куда матери без страха могли поместить своих детей, дабы спокойно заняться иными домашними делами.
Святой Стилиан стал покровителем детей, которым только предстояло родиться. По преданию, одна молодая женщина весьма помогала ему с детьми, но не могла родить своего ребёнка. Когда эта женщина понесла, муж на радостях рассказал об этом всей округе, так что к великому отшельнику, чья вера во истину стала плодородной, стало стекаться множество неплодных женщин.
Весёлый облик святого Стилиана был его отличительным качеством, по преданию, его помнят всегда улыбающимся. По преданию, к нему подступали многие с предложением извлечь выгоду из его талантов, но всем этим людям он давал один ответ о том, что за все его дары ему было уплачено авансом, когда благодать Духа Святаго сошла на него. Он улыбался, когда они отходили от него. Он дожил до глубокой старости, и по преданию, когда он был похоронен, его лицо сияло светом Господним и было озарено легкой улыбкой.
Почитайте рассказ
"Чадолюбивый монах", основанный на его житии.
Образ преподобного Стилиана всегда узнаваем - в руках его один или несколько младенцев.
Имя второго святого можно узнать если подойти к мощевику, который находится слева от иконы преподобного Стилиана.
У мощевика тоже есть своя история появления. Но главное, кто и что находится в этом маленьком ларце.
Итак, читаем маленькие таблички:
- Земля из храма свт. Николая г. Миры;
- Частица гроба прав. Алексия Мечева;
- Благоверный кн. Борис;
- Прах прп. Никиты столпника;
- Мощи вмч. Георгия Победоносца.
И вот оно это малоизвестное имя на табличке - "Мощи сщмч. Ипатия еп. Гангрского".
Кто слышал или помнит это имя? Но если произнести «Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме», то имя его всплывает в нашей памяти. А монастырь этот считается одним из самых известных. Вот какой святой незримо присутствует в нашем храме!
Священномученик Ипатий, епископ Гангрский, был епископом города Гангры в Пафлагонии. В 325 году он принимал участие в Первом Вселенском Соборе в Никее, на котором была предана анафеме ересь Ария.
Когда в 326 году святитель Ипатий возвращался из Константинополя в Гангры, в пустынном месте на него напали последователи раскольников Новата и Фелициссима. Еретики изранили его мечами и кольями и сбросили с высокого берега в болото. Подобно первомученику архидиакону Стефану, святитель Ипатий молился за убивавших его. Одна женщина-арианка ударила святителя камнем по голове, и он скончался. Убийцы скрыли тело мученика в пещере, где его обнаружил крестьянин, хранивший там солому. Опознав тело епископа, он поспешил сообщить об этом в город, и жители Гангр с честью погребли мощи своего любимого архипастыря.
Женщина же убийца следовала за телом святого, несомого к погребению, и на пути била себя тем самым камнем, которым убила Божия архиерея и исповедала во всеуслышание грех свой.
Когда тело святого было погребено, та женщина исцелилась от беснования; исцелились также и все другие, бывшие ранее бесноватыми, сообщники убийства святого, при гробе святого, который и по смерти благодетельствовал врагам своим, по незлобию своему.
После смерти мощи святителя Ипатия прославились многочисленными чудотворениями, в особенности изгнанием бесов и исцелением болезней.
С давних пор священномученик Ипатий особо чтился в Русской земле. Так, в 1330 году в Костроме был построен Ипатьевский монастырь.
Согласно принятой версии, монастырь был основан татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве христианство под именем Захария. В этом месте ему было видение Богородицы с предстоящими апостолом Филиппом и св. Ипатием, результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление им на этом месте был основан монастырь.
П.С.
Иконы Ипатия Гангрского найти трудно. Особенно недорогие. Но под заказ можно приобрести. Будем надеется, что и у нас они появятся. А акафист и иконы прп. Стилиана есть у нас — небольшие, ламинированые. Есть и большая красивая икона. Правда, одна.